Траектория устойчивости белорусского транспорта
24.03.2021
Транспортный комплекс Беларуси в числе других отраслей экономики республики в завершающий год пятилетки столкнулся с серьезными вызовами, обусловленными эпидемиологической обстановкой. По этой причине выполнение намеченных целевых задач и ключевых показателей претерпело определенные корректировки.
– В новые среднесрочные программы мы входим с новыми реалиями функционирования экономики и общества. Ключевая задача года – мобилизовать усилия на восстановление утраченных объемов и финансовых возможностей, – отмечает министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко
Грузооборот в целом по стране снизился почти на 6%. На железнодорожном транспорте наполовину уменьшились объемы по каменному углю, на 15% – по строительным материалам, нефти и нефтепродуктам, черным металлам, на 20% – по промышленному сырью, зерну. Диверсификация дала увеличение доставок на 6,6 млн тонн, а средней дальности – на 8,3 км, контейнерные перевозки приросли в 1,4 раза, составив в ДФЭ более 1 млн. Однако полностью компенсировать потери не удалось.
По водному транспорту достигнут 20-процентный рост объемов грузов. При этом средняя дальность сократилась на 30% из-за закрытия в основной навигационный период Киевского шлюза, через который осуществлялись внешнеторговые перевозки. В прошлом году впервые выполнена доставка белорусского экспортного груза в дальнее зарубежье судном морского пароходства.
В воздушном сообщении преодолен длившийся с 2017-го период отрицательных показателей, и обеспечена положительная грузовая динамика. Благодаря грамотному менеджменту и сложившейся конъюнктуре рынка авиакомпания «Трансавиаэкспорт» в 2020 году обеспечила рост грузооборота в два раза.
С серьезными вызовами столкнулись белорусские международные автоперевозчики. В условиях сокращения объемов, простоев в ожидании загрузок и при прохождении границы, падения фрахтовых ставок – это единственная отрасль, которая на протяжении всей пятилетки показывала стабильное наращивание грузооборота, в том числе и по итогам прошлого года.
Пассажирооборот республики за 2020-й сократился на треть. В условиях сложной эпидемиологической обстановки не осуществлялись регулярные международные перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом, снизились и внутренние. Количество пассажиров воздушного транспорта сократилось на 60%.
– По уровню мобильности населения прошлый год вернул нас на 11 лет назад, – говорит Алексей Авраменко. – Уже понятно, что в послекоронавирусный период пассажирский транспорт не будет функционировать в прежнем режиме. Поэтому необходимы изменения в операционной деятельности, ускоренная цифровизация, что предполагает в том числе использование искусственного интеллекта в процессе управления предприятиями, внедрение мобильных приложений для планирования маршрутов и бесконтактной оплаты.
В прошлом году проведена реконструкция участков автодорог Р50 Мосты – Зельва – Ружаны, Р122 Могилев – Чериков – Костюковичи, Р53 Слобода – Новосады, М3 Минск – Витебск (обход населенного пункта Плещеницы), Р16 Тюхиничи – Высокое – граница Республики Польша (Песчатка). Введены в эксплуатацию мостовой переход через реку Сож на Р140 Славгород – Краснополье и мост через реку Пину на Р6 Ивацевичи – Пинск – Столин.
Завершены реконструкция аэродрома Орша и возведение административного здания на его территории. Продолжалось строительство авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта Минск, Центра управления воздушным движением.
Открыто движение на электровозной тяге по участку Жлобин-Подольский – Светлогорск-на-Березине. В течение 2020 года выполнялся монтаж контактной подвески на участке Светлогорск-на-Березине – Калинковичи, велось строительство тяговых подстанций и воздушных линий 110 кВ внешнего электроснабжения, осуществлялась установка опор контактной сети на участке Калинковичи – Барбаров.
Транспортными коммунальными организациями приобретены 167 автобусов, 84 троллейбуса, 9 электробусов, 20 вагонов метрополитена. Парк авиакомпании «Белавиа» пополнили четыре воздушных судна, полученных в лизинг. На международные автомобильные перевозки грузов вышли 450 новых седельных тягачей экологического класса «Евро-6».
Цели и ориентиры развития отрасли на период 2021–2025 годов заложены в государственных программах «Транспортный комплекс» и «Дороги Беларуси». Ориентиры в цифрах: экспорт транспортных услуг – 103,5% к 2020-му; грузооборот (без учета трубопроводных магистралей) – 101,2%; пассажирооборот – 108,8%; удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей сети – 86,7%.
В сфере пассажирского автомобильного транспорта концептуальным направлением является расширение применения электробусов и троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Целевая задача пятилетки – довести до 30% долю электрифицированных транспортных средств в общем количестве подвижного состава для перевозки пассажиров. Приоритетным вектором развития должна стать цифровизация.
В области грузового автомобильного транспорта необходимо обеспечить совершенствование процедуры выдачи разрешений на международные перевозки и определить механизмы стимулирования к их эффективному использованию. Будет продолжена работа по возможной отмене разрешительной системы с рядом государств.
Основные задачи на железнодорожном транспорте – повышение финансовой устойчивости, выработка обоснованных предложений о выводе отдельных видов деятельности в конкурентную среду. Финансовая модель Белорусской железной дороги должна быть сформирована с учетом оптимизации ее структуры и совершенствования системы управления доходами и расходами. Определено повышение клиентоориентированности перевозок пассажиров за счет ускорения движения поездов в межрегиональном сообщении, совершенствования способов реализации проездных документов, улучшения качества обслуживания. Предусматриваются дальнейшее развитие контейнерных доставок, расширение их географии и маршрутов следования.
Рост объемов грузооборота, обновление парка воздушных судов, внедрение новых стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в белорусское законодательство, начало подготовки с текущего года пилотов в Академии авиации – таковы перспективные направления воздушного сектора.
В деятельности дорожного хозяйства запланированы: завершение реконструкции автодорог Р53 Слобода – Новосады до Смолевичей, Р23 Минск – Микашевичи до Солигорска; реконструкция юго-западного обхода Могилева, а также трех автодорожных мостов в рамках проекта «Республиканские мосты и реконструкция автодороги М3»; заключение кредитного соглашения с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций по реконструкции Р46 и соглашения на условиях государственно-частного партнерства по реконструкции М10 (км 109 – км 195). В условиях ограниченных источников финансирования перед дорожниками стоит задача поддержания существующей сети, прежде всего за счет текущего ремонта.
- Снижение деловой активности и мобильности, переориентация грузовых потоков отразились на экспорте транспортных услуг. Ключевой показатель эффективности составил 90% к уровню предыдущего года. Вместе с тем половина положительного сальдо внешней торговли услугами сформирована организациями транспорта: в абсолютном выражении – 1,8 млрд долларов США. В общем объеме увеличения экспорта транспортных услуг за 5 лет на 21% доля автомобилистов составила 40%.
- По данным Национального статистического комитета Беларуси, в 2020 году грузооборот железнодорожного транспорта республики составил 42 420,4 млн тонно-километров (88% относительно показателя 2019-го), автомобильного – 28 777,6 млн (100,9%), воздушного – 76,3 млн (157,5%), внутреннего водного – 29,9 млн тонно-километров (89,6%). Объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте – 124 956,8 тысячи тонн (85,9% в сравнении с предыдущим годом), автомобильном – 159 785,2 тысячи (98,8%), воздушном – 31,6 тысячи (112,1%), внутреннем водном – 2696,3 тысячи тонн (120,3%).
Журнал «Транспорт & Транзит»