bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Устойчивость траектории

12.02.2021

Устойчивость траектории

В министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси на итоговом заседании коллегии подвели итоги работы за минувший год и пятилетку в целом, озвучили планы дальнейшей деятельности отрасли.

В 2020 году завершилась реализация среднесрочных программных документов. Целевые задачи развития транспортного комплекса были направлены на совершенствование условий функционирования транспорта и его инфраструктуры, обеспечение ключевых показателей эффективности работы.

В марте прошлого года отрасль столкнулась с серьезными вызовами, обусловленными эпидемиологической обстановкой. Основные показатели социально-экономического развития за 2020-й сложились ниже уровня предыдущего года.

Грузооборот в целом по стране снизился почти на 6%. На железнодорожном транспорте наполовину уменьшились объемы перевозок каменного угля, на 15% – строительных грузов, нефти и нефтепродуктов, черных металлов, на 20% – промышленного сырья, зерна. План мероприятий по диверсификации и привлечению дополнительных объемов грузов позволил увеличить объемы перевозок на 6,6 млн тонн, среднюю дальность перевозки – на 8,3 км, обеспечить прирост контейнерных перевозок в 1,4 раза (их объем в 2020-м превысил 1 млн контейнеров в ДФЭ). Однако полностью компенсировать потери в объемах железнодорожных перевозок грузов не удалось.

По водному транспорту 20-процентный рост объема грузов снивелировался сокращением на 30% средней дальности перевозки за счет закрытия в основной навигационный период Киевского шлюза, через который осуществлялись внешнеторговые перевозки. Вместе с тем в прошлом году впервые выполнена доставка белорусского экспортного груза в дальнее зарубежье судном морского пароходства.

На воздушном транспорте впервые с 2017 года обеспечена положительная динамика грузовых перевозок. Благодаря грамотному менеджменту и сложившейся конъюнктуре рынка авиакомпания «Трансавиаэкспорт» смогла в 2020-м преломить затянувшийся негативный тренд и обеспечить рост грузооборота в 2 раза.

Прошлый год стал серьезной проверкой профессионализма отечественных автоперевозчиков. На фоне общего сокращения объемов перевозок автомобилисты-международники столкнулись с простоями в ожидании загрузки в европейских странах и на границе, падением фрахтовых ставок. Это единственная отрасль, которая на протяжении всей пятилетки показывала стабильное наращивание грузооборота. Обеспечен почти процент прироста и за прошлый год, в то время как соседние государства просели по данному показателю в среднем на 10%.

Пассажирооборот транспорта республики за 2020 год сократился на треть. Из-за эпидемиологической обстановки с марта не осуществлялись регулярные международные перевозки пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом. Снизилась мобильность населения и внутри страны. Количество пассажиров воздушного транспорта сократилось на 60%. Отечественная авиаотрасль смогла сориентироваться в условиях жестких ограничений и обеспечить авиасообщение с рядом стран.

– По уровню мобильности населения 2020-й откинул нас на 11 лет назад, – констатировал министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. – Уже понятно, что в послекоронавирусное время пассажирский транспорт не будет функционировать в прежнем виде. Поэтому необходимы изменения в операционной деятельности транспортных компаний, ускоренная цифровизация отрасли, что предполагает в том числе использование искусственного интеллекта в процессе управления предприятиями, внедрение мобильных приложений для планирования маршрутов и бесконтактной оплаты.

Снижение деловой активности и мобильности населения, переориентация грузовых потоков отразились и на экспорте транспортных услуг. Ключевой показатель эффективности составил 90% к 2019 году при задании 104,5%. Вместе с тем половина положительного сальдо внешней торговли услугами сформирована организациями транспорта (в абсолютном выражении – 1,8 млрд долларов США). В целом объем экспорта транспортных услуг за пять лет увеличился на 21%. Весомый вклад внес автомобильный транспорт, доля которого в общем объеме составила 40%.

За пять лет на развитие транспортной деятельности направлено 11,3 млрд рублей инвестиций в основной капитал (в 2020-м – свыше 2 млрд рублей). По организациям системы Минтранса объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 2020-м составил 60% уровня предыдущего года, или 720 млн рублей. В абсолютном выражении это наименьшая сумма за последние годы. Объемы инвестиций снизились по всем подотраслям, за исключением водного транспорта и промышленных предприятий.

На финансирование мероприятий в транспортной сфере в прошлом году затрачено 1,128 млрд рублей, из них 73% – средства республиканского бюджета. В абсолютном выражении бюджетная составляющая ежегодно сокращалась. Внешние займы составили чуть более 3%, в то время как в предыдущие годы их доля достигала 9–14%. Из местных бюджетов на субсидирование общественного транспорта, обновление подвижного состава, местные дороги направлено около 800 млн рублей.

В прошлом году проведена реконструкция участков автодорог Р50 Мосты – Зельва – Ружаны, Р122 Могилев – Чериков – Костюковичи, Р53 Слобода – Новосады, М3 Минск – Витебск (обход населенного пункта Плещеницы), Р16 Тюхиничи – Высокое – граница Республики Польша (Песчатка). Введены в эксплуатацию мостовой переход через р. Сож на автодороге Р140 Славгород – Краснополье, мост через р. Пину на дороге Р6 Ивацевичи – Пинск – Столин. Завершены реконструкция аэродрома Орша и строительство административного здания на его территории. Продолжалось строительство авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта Минск, Центра управления воздушным движением на землях Смолевичского района. Открыто движение на электровозной тяге на участке Жлобин-Подольский – Светлогорск-на-Березине. В течение 2020 года выполнялись работы по монтажу контактной подвески на участке Светлогорск-на-Березине – Калинковичи, строительству тяговых подстанций и воздушных линий 110 кВ внешнего электроснабжения, установке опор контактной сети на участке Калинковичи – Барбаров.

Продолжалась ликвидация узких мест на внутреннем водном пути международного значения Е40 за счет реконструкции судоходного шлюза Днепро-Бугского канала №2 «Переруб». Возведены долговременные выправительные сооружения для улучшения уровенного режима р. Припять.

В 2020 году транспортными коммунальными организациями приобретено 167 автобусов, 84 троллейбуса, 9 электробусов, 20 вагонов метрополитена. Парк авиакомпании «Белавиа» пополнили четыре воздушных судна, полученных в лизинг, выведены из эксплуатации и возвращены лизингодателям 7 малоэффективных самолетов. В международных автомобильных перевозках грузов задействованы 450 новых транспортных средств экологического класса Евро-6.

Продолжилась работа по совершенствованию законодательства в области транспортной деятельности. Разработано и принято 104 нормативных правовых акта.

Законом Республики Беларусь ратифицирован протокол между правительствами Беларуси и Украины, позволяющий осуществлять международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров на безразрешительной основе.

Совершенствовалась система распределения, выдачи и использования разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси, по территории иностранных государств. В 2020-м получено 792 тысячи таких разрешений (на 2,7% больше, чем в предыдущем году), в том числе 37,5 тысячи от 16 государств – сверх установленных квот. С Польшей на 2021 год согласовано увеличение на взаимной основе предварительной квоты на 6 тысяч разрешений.

В системе взимания платы за проезд по платным дорогам внедрены новые функции:

– электронной виньетки для транспортных средств с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны, предоставляющей возможность оплаты проезда без установки бортового устройства и без необходимости заключения письменного договора;

– СМС-оповещения о возможных нарушениях и внесения платы за проезд по разовому тарифу, позволяющие пользователям устранять допущенные ими непреднамеренные ошибки.

В части развития договорно-правовой базы о воздушном сообщении пройдены все внутригосударственные процедуры для подписания соглашений о воздушном сообщении с правительствами США и Султаната Оман. На завершающей стадии – процедура для подписания аналогичного соглашения с правительством Сейшельских островов. Разработан и представлен в ИКАО Национальный план действий по снижению выбросов СО2 эксплуатантами гражданских воздушных судов Беларуси.

В рамках выполнения Республикой Беларусь обязательств члена Международной морской организации ратифицировано присоединение к Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими.

В соответствии с постановлением Совмина в марте 2020 года создана Государственная администрация водного транспорта. Принят ряд нормативных документов, необходимых для осуществления деятельности учреждения, заложена основа его материальной базы.

За прошедший год Транспортной инспекцией проведено 284 документальные проверки. Выявлено более 26,5 тысячи нарушений (в 2019-м – 19 тысяч).

На дорогах и улицах проверено более 57 тысяч транспортных средств, выявлено 15 тысяч нарушений законодательства в области транспортной деятельности, 10 тысяч лиц привлечено к административной ответственности на сумму свыше 1,7 млн рублей.

По результатам весогабаритного контроля выявлено превышение допустимых параметров у более чем 13% взвешенных транспортных средств.

Проведено 12 выборочных проверок и 166 мониторингов организаций железнодорожного транспорта общего пользования и организаций – владельцев путей необщего пользования, в ходе которых выявлено 1534 нарушения.

В ходе 12 мониторингов организаций внутреннего водного транспорта выявлено 209 нарушений.

Авиационной инспекцией проверено 49 авиационных организаций и агентств по обеспечению воздушных перевозок, выявлено 62 нарушения законодательства в сфере авиационной безопасности.

При общей неудовлетворительной статистике аварийности на автомобильных дорогах общего пользования число ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий снизилось. В целях повышения уровня безопасности перевозок утверждена программа установки барьерного ограждения для разделения встречных потоков на дорогах I категории. Кроме того, продолжалась работа по закупке демпферных ограждений отечественного производства для ограждения мест производства работ.

Цели и ориентиры ускоренного развития сферы транспортных услуг в 2021–2025 годы заложены в госпрограммах «Транспортный комплекс» и «Дороги Беларуси».

– В новые среднесрочные программы мы входим с новыми реалиями функционирования экономики и общества, – отмечает министр Алексей Авраменко. – Требуется перестроить свои подходы и методы в решении стоящих задач. Ключевая задача года – мобилизовать усилия на восстановление утраченных объемов и финансовых возможностей.

Были озвучены ориентиры в цифрах. Экспорт транспортных услуг – 103,5% к 2020-му. Грузооборот республики (без учета трубопроводного транспорта) – 101,2%, пассажирооборот – 108,8%. Энергосбережение – минус 4,8%. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования – 86,7%.

В сфере пассажирского автомобильного транспорта концептуальным направлением является расширение области применения электробусов и троллейбусов с увеличенным автономным ходом. С учетом целевой задачи пятилетки увеличить до 30% долю электрифицированных транспортных средств в общем количестве подвижного состава для перевозки пассажиров и Комплексной программы развития электротранспорта облисполкомам и Минскому горисполкому предстоит сформировать на 2021–2025 годы планы приобретения электрифицированных транспортных средств отечественного производства. Приоритетным вектором развития должна стать цифровизация.

В области грузового автомобильного транспорта необходимо обеспечить совершенствование:

– процедуры выдачи разрешений на международные перевозки автомобильным транспортом и механизма стимулирования перевозчиков к их эффективному использованию;

– договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в области международных автомобильных перевозок с Испанией, Португалией, Марокко.

Предстоит продолжение работы с компетентными органами зарубежных государств по возможной отмене разрешительной системы для выполнения международных перевозок.

Основная задача в сфере железнодорожного транспорта – повышение финансовой устойчивости. Предлагается выработать обоснованные предложения о выводе отдельных видов деятельности в конкурентную среду, перспективной структуре управления железной дорогой.

Финансовая модель Белорусской железной дороги должна быть сформирована с учетом оптимизации ее структуры и совершенствования системы управления доходами и расходами. Повысить клиентоориентированность перевозок пассажиров возможно за счет ускорения движения поездов в межрегиональном сообщении, совершенствования способов реализации проездных документов, улучшения качества обслуживания.

Предусматриваются дальнейшее развитие контейнерных грузовых перевозок, расширение их географии и маршрутов следования.

Задачи для воздушного транспорта – рост объемов грузооборота, обновление парка грузовых и пассажирских воздушных судов, внедрение новых стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в белорусское законодательство, начало подготовки пилотов в Академии авиации с 1 сентября 2021 года.

В деятельности дорожного хозяйства запланированы завершение реконструкции автодорог Р53 Слобода – Новосады до Смолевичей, Р23 Минск – Микашевичи до Солигорска, реконструкция юго-западного обхода г. Могилева, а также трех автодорожных мостов в рамках проекта «Республиканские мосты и реконструкция автодороги М3», заключение кредитного соглашения с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций по реконструкции автодороги Р46 и соглашения на условиях государственно-частного партнерства по реконструкции М10, км 109 – км 195.

Перед дорожной отраслью стоит непростая задача поддержания существующей сети автодорог в условиях ограниченных источников финансирования, прежде всего за счет текущего ремонта.

В планах международного взаимодействия:

– подписание соглашений между правительствами Беларуси и России о сотрудничестве в области перевозки и перевалки нефтепродуктов происхождения Республики Беларусь, предназначенных для поставки на экспорт в третьи страны через морские порты РФ, и о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности;

– проработка вопроса о подготовке проекта соглашения о строительстве железнодорожного моста в районе погранперехода Брест – Тересполь, а также завершение разработки проектно-сметной документации на строительство автодорожного пограничного мостового объекта через р. Западный Буг на пограничном автодорожном переходе Домачево – Словатичи.

***

Среди проблемных вопросов следует обозначить прежде всего ситуацию в сфере пассажирских перевозок в нерегулярном сообщении. В 2020 году Минтранс выступил с рядом нормотворческих инициатив. Отдельные из них были реализованы на уровне правительства.

Так, для создания равных условий деятельности субъектов хозяйствования принято постановление Совмина от 28.05.2020 № 323, которым утверждены Правила доступа потребителей к услугам автомобильных пассажирских терминалов. Они предусматривают недопустимость отказа владельцев терминалов в заключении договора с перевозчиком, выполняющим перевозки в регулярном сообщении, за исключением случаев отсутствия технической возможности или загруженности терминала. Еще одно постановление правительства – от 29.09.2020 № 562 – предоставило исполкомам право оперативно, с учетом потребностей населения вносить изменения в регулярную маршрутную сеть без принятия совместных решений по вопросам организации перевозок пассажиров по территории двух и более районов или областей.

Принятые меры способствовали увеличению числа междугородных рейсов в регулярном сообщении, выполняемых частными перевозчиками. В Минской области рост составил 13%, в Гомельской – более чем в 4 раза.

На постоянном контроле находится безопасность перевозок пассажиров. В прошлом году Транспортная инспекция проверила около 5,7 тысячи автотранспортных средств, выполнявших междугородные пассажирские перевозки (в 2019-м – около 2,4 тысячи). Выявлено 1588 нарушений законодательства (в 2019-м – 727), из них непосредственно влияющих на безопасность – 232 (несвоевременное прохождение техосмотра, отсутствие медосмотра водителя перед выездом на линию и предрейсового контроля технического состояния автомобиля).

Проблемным остается также вопрос выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных. Контрольные мероприятия Транспортная инспекция осуществляет во взаимодействии с иными надзорными органами. В качестве результата такой работы спикер отметил возбуждение УДФР уголовного дела в отношении должностных лиц одного из крупнейших организаторов регулярных перевозок пассажиров под видом нерегулярных.

По-прежнему в центре внимания – ситуация на рынке перевозок автомобилями-такси. В 2020 году произошло 76 ДТП с пострадавшими с их участием. За последние три года число погибших в таких ДТП выросло более чем в три раза, получивших ранения – в 2,5 раза.

В планах на 2021 год – продолжение работы по следующим направлениям:

– совершенствование контроля за деятельностью перевозчиков в рамках межведомственного взаимодействия на основании анализа имеющихся баз данных;

– проведение заказчиками (операторами) постоянного мониторинга междугородных перевозок, в том числе информации на электронных ресурсах, и исключение необоснованных отказов в организации конкурсов на право выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении;

– подготовка предложений по корректировке нормативных правовых актов по вопросам организации перевозок пассажиров с учетом правоприменительной практики и опыта других государств.

Одним из направлений деятельности может стать создание единой информационной транспортной платформы в рамках Госпрограммы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. В транспортную платформу предлагается включить реестры водителей, транспортных средств, автомобильных перевозчиков и диспетчеров, а также привязать сведения об обязательных видах страхования гражданской ответственности, сроках прохождения транспортными средствами гостехосмотра, повышения водителями квалификации, прохождении ими предрейсового медосмотра, контроля технического состояния автомобилей перед выездом на линию и другое.

Создание платформы позволит обеспечить достоверную информацию о соблюдении водителями режима труда и отдыха, а также исключить «серые» схемы при использовании водителей без заключения трудовых договоров.

Кроме того, создание платформы будет способствовать более эффективному взаимодействию контролирующих органов (МНС, ГАИ, УДФР, Транспортной инспекции) и уходу от контрольных мероприятий на линии с остановкой транспортных средств.

***

Динамика грузооборота Белорусской железной дороги во многом определялась конъюнктурой внешнего рынка, политикой РФ по перенаправлению грузопотоков, объемом загрузки белорусских нефтеперерабатывающих заводов. За счет внутриреспубликанского и экспортно-импортного сообщения объем грузооборота за пятилетку увеличился на 4%.

2020 год внес существенные коррективы в работу пассажирского комплекса. Вследствие закрытия международного сообщения и снижения объема перевозок внутри страны пассажирооборот составил 53% к 2015-му.

Отсутствие рентабельных международных пассажирских перевозок отрицательно сказалось на выручке дороги в целом. В связи с отменой международных поездов ежемесячные потери достигали 20 млн рублей.

На протяжении последних лет за счет применения технологии формирования и пропуска поездов повышенной длины и большего веса на удлиненные плечи обслуживания ежегодно достигается сокращение эксплуатационных расходов на сумму свыше 30 млн рублей.

Вместе с тем на уровень затрат БелЖД значительное влияние оказывает внешний ценовой фактор. При росте цен производителей промышленной продукции на 47% за пять лет тарифы на грузовые перевозки увеличились на 30%. Дополнительной обязанностью, возложенной на дорогу государством, является субсидирование пассажирских перевозок, ежегодные убытки от которых превышают 500 млн рублей.

Дальнейшее повышение эффективности работы и оптимизации структуры БелЖД будет осуществляться прежде всего по пути централизации ключевых бизнес-процессов. Через внедрение инновационных систем планирования, организации и осуществления перевозок продолжится развитие Центра управления перевозками.

Очередным этапом развития централизованной информационной автоматизированной системы обеспечения грузовых перевозок станет укрупнение линейных центров транспортного обслуживания, а в перспективе – выход на создание единого центра.

« »

Читайте также