Изменения в транспортном законодательстве России
09.10.2018
Председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, президент Ассоциации международных автоперевозчиков России (АСМАП) Евгений Москвичев провел пресс-конференцию о планах работы на осеннюю сессию.
Как сказал парламентарий, на рассмотрении в комитете находятся более 80 законопроектов, 20 из них планируется рассмотреть в осеннюю сессию, четыре законопроекта рекомендованы к отклонению. По словам депутата, все законопроекты всесторонне обсуждаются в рабочих группах с участием экспертов и представителей бизнеса, от чего в конечном итоге зависит качество принимаемых законов.
В последнее время чрезвычайную остроту приобрела проблема регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, под видом заказных. Как показывает статистика, доля таких перевозок постоянно растет: перевозчики во избежание исполнения лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подают заявления об аннулировании действия лицензии и переходят к осуществлению, по сути, регулярных перевозок под видом заказных.
Дело в том, что получение лицензии легитимными перевозчиками требует выполнения определенных условий – наличие ремонтной базы и оборудованных стоянок для автобусов, организация предрейсовых медицинских осмотров водителей и т. д., – которые периодически проверяются. Для перевозок по заказу ничего этого не требуется, – пояснил Евгений Москвичев. – Лицензионный контроль не требуется и при перевозках пассажиров для собственных нужд, поэтому ситуация с обеспечением безопасности перевозок представляется крайне неудовлетворительной».
Аварии, произошедшие по вине водителей автобусов, вносят свой «вклад» в печальную статистику дорожно-транспортных происшествий: в Российской Федерации за январь-август 2017 года по вине водителей лицензируемых автобусов погибли 83 человека, не лицензируемых автобусов – 86 человек.
Если по всем фактам совершенных лицензируемым транспортом ДТП Госавтодорнадзором проводятся внеплановые проверки деятельности перевозчиков-лицензиатов, нарушители привлекаются к административной ответственности, то в силу действующего законодательства деятельность не лицензируемых перевозчиков Ространснадзором не проверяется даже после совершения ДТП.
Как сказал Евгений Москвичев, с целью обеспечения равных условий безопасности при всех видах перевозок пассажиров автобусами разработан законопроект о совершенствовании лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, который в ноябре 2017 года прошел процедуру первого чтения.
Хорошим подспорьем для транспортных предприятий станет закон об использовании телемедицинских технологий при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
«Мы считаем, что использование телемедицинских технологий при проведении таких осмотров позволит решить проблему нехватки медицинских работников для их проведения, в том числе в удаленных от медицинских учреждений транспортных предприятиях, контролировать состояние здоровья водителей, находящихся в длительном рейсе, а также значительно сократить время проведения медицинских осмотров большого количества выходящих одновременно в рейс водителей в крупных транспортных предприятиях, – подчеркнул депутат. – На наш взгляд, применение информационных технологий при проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств позволит осуществлять более оперативный и объективный контроль состояния здоровья водителей, а также оптимизирует издержки по проведению обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, что в конечном итоге положительно скажется на финансово–экономическом состоянии транспортных предприятий, приведет к снижению количества дорожно-транспортных происшествий, происходящих вследствие состояния здоровья водителей, не отвечающего предъявляемым требованиям».
В рамках Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства – члена Евразийского экономического союза, разработан законопроект о каботажных автомобильных перевозках. Ранее на территории РФ осуществление каботажных автомобильных перевозок было запрещено, пояснил Евгений Москвичев. Принятие законопроекта позволит привести законодательство РФ в соответствие с ее международными обязательствами, будет разрешено осуществление каботажных автомобильных перевозок на территории РФ перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза.
Еще один законопроект (принят в первом чтении в июле 2018 года) направлен на совершенствование правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию РФ. Будет создан механизм контроля за указанными перевозками с использованием технологий и средств электронной идентификации, которые обеспечивают отслеживание таких перевозок с применением навигационных пломб (электронных идентификаторов), функционирующих с использованием технологий системы «ГЛОНАСС». С этой целью будет использоваться инфраструктура системы «Платон», что позволит осуществлять мониторинг движения транзитных транспортных средств по всем маршрутам.
«Замечу, что в настоящее время навигационные пломбы уже используются для осуществления контроля за международными транзитными автомобильными и железнодорожными перевозками грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан или Киргизской Республики через российскую территорию, – напомнил глава комитета. – Введение предполагаемого законопроектом механизма контроля позволит существенно снизить количество ложных транзитных перевозок, при которых товары без оплаты таможенных пошлин остаются на территории РФ, и, соответственно, значительно увеличить поступления в бюджетную систему страны».
Также прошел процедуру первого чтения законопроект о транзитных перевозках, который направлен на решение комплекса проблем, препятствующих полному использованию транзитного потенциала России. «Сегодня между Китаем и Европой, минуя Россию, везутся грузы на общую сумму 575 млрд евро. Если через территорию РФ будут идти 10–15% грузопотока, и этот груз будет доставляться по единой накладной на всех видах транспорта в течение 15–17 дней, Россия может заработать на транзите большие деньги, а перевозчики на всех видах транспорта будут обеспечены рабочими местами, по нашим оценкам, порядка 30–40 тыс. рабочих мест», – констатировал Евгений Москвичев.
Предлагаемые законопроектом меры позволят максимально использовать потенциал российской транспортной системы для транзита грузов, повысить ее конкурентоспособность, активизировать транспортную деятельность российских компаний на международных транспортных коридорах по направлениям Европа – Азия и Север – Юг, в том числе по Транссибу и трассам Северного морского пути, за счет чего дополнительно привлечь до 2 млн транзитных контейнеров с доходами порядка 500 млрд руб. и соответствующими поступлениями в бюджеты всех уровней.
Согласно одному из законопроектов региональные органы власти получат право определять перечень муниципальных образований, в которых допускается движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, по автомобильным дорогам общего пользования местного значения и по частным автомобильным дорогам, на основании специальных разрешений. Особенно это актуально для деятельности ряда градообразующих предприятий в районах Крайнего Севера, подчеркнул Евгений Москвичев.
Два законопроекта касаются работы железнодорожного транспорта. Один из них направлен на выравнивание условий функционирования железнодорожного перевозчика в части ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, что позволит создать конкурентные условия в сфере перевозок различными видами транспорта и обеспечить сбалансированное развитие транспортной системы России.
Второй законопроект – об оборудовании железнодорожных переездов комплексами фото- и видеофиксации. «На железной дороге функционируют более 6 тыс. железнодорожных переездов различных категорий. Оборудование их средствами фото– и видеофиксации требует огромных средств, более 400 млрд руб. Поэтому принято решение о том, что в первую очередь будут оборудованы те переезды, на которых нельзя построить путепроводы, а в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотреть деньги на строительство путепроводов. Мы считаем, что за шесть лет на эти цели необходимо выделить не менее 100 млрд руб., тогда в агломерациях и их пригородах автовладельцы не будут часами стоять в пробках на железнодорожных переездах», – сказал Евгений Москвичев.
Газета «Транспорт России»