Вакантным место остается
13.04.2021
В 2021 году резко возрастет нехватка кадров водителей грузового и пассажирского автотранспорта. К такому заключению пришли эксперты IRU по результатам проведенного исследования. В опросе принимали участие 777 компаний-членов из 23 стран. Международный союз автомобильного транспорта считает, что на уровне правительств необходимы меры по улучшению условий труда, совершенствованию профессиональной подготовки, снижению минимального возраста водителей.
- Средний возраст водителей грузовиков во всем мире сейчас приближается к 50 годам. Без принятия мер по сокращению минимального возраста доступа в профессию этот демографический показатель будет только ухудшаться.
Кто в профессию придет?
Наиболее остро проблема кадров водителей ощущается в Евразии, где не занято каждое пятое рабочее место. В Европе – 5% вакансий на пассажирских автоперевозках и 7% – на грузовых, что ниже показателей 2019 года на 20 и 24% соответственно.
Транспортные компании прогнозируют дефицит водителей в текущем году в среднем на уровне 17%, а в некоторых странах и того больше по мере восстановления экономики и роста спроса на услуги. В частности, в России – 24%, Турции – 20%, Узбекистане – 33%.
– Данная ситуация угрожает функционированию автомобильного транспорта, цепочкам поставок, торговле, экономике и в конечном счете занятости и благосостоянию граждан, – заявил генеральный секретарь IRU Умберто де Претто.
Нехватку подготовленных водителей подтвердили 38% принявших участие в опросе IRU. В качестве причин называются сложные условия труда, усугубившиеся в условиях пандемии, трудности с привлечением в профессию женщин и молодежи. При этом в Европе доля женщин – водителей автобусов выросла в прошлом году с 10 до 16% общей численности занятых в профессии, а водителей грузовиков в возрасте не более 25 лет снизилась почти до 5% в Европе и России, 7% – в Турции.
Поскольку в некоторых регионах безработица среди молодежи превышает 30%, ее привлечение в сектор автоперевозок должно быть доступным. Пока же минимальный возраст для профессиональных водителей в большинстве стран составляет 21 год или выше. С целью раскрытия потенциала этой специальности как глобального двигателя занятости Международный союз автомобильного транспорта придерживается мнения об установлении возраста вхождения в профессию на уровне 18 лет с возможностью начала подготовки с 17 лет.
Обучение и сертификация по-прежнему имеют жизненно важное значение для привлечения и развития квалифицированных кадров, особенно с учетом новых технологий, ожиданий безопасности и стандартов соответствия. На это, в частности, ориентирована новая программа RoadMasters, обращают внимание в IRU.
– Требуется принятие безотлагательных решений. Увеличение инвестиций в улучшение условий труда, развитие сети безопасных парковок для отдыха в дальних рейсах, другие меры поддержки привлекут в профессию молодое поколение и женщин, – уверен Умберто де Претто. – В противном случае проблема нехватки водителей в секторе автомобильных перевозок будет обостряться и в конечном итоге непоправимо повредит жизненно важные сети мобильности.
Молодо – не зелено
В Испании вступил в силу закон, предусматривающий снижение минимального возраста водителей коммерческих грузовиков до 18 лет, автобусов международных перевозок – до 21 года. Свое мнение по данному нововведению высказали представители профессионального сообщества.
Рамон Вальдивия, генеральный директор Испанской международной ассоциации автомобильного транспорта ASTIC:
– В стране наблюдается острый дефицит профессиональных водителей. В то же время показатель безработицы среди молодежи превышает 40%. Пока рано говорить, как повлияет на ситуацию новый закон, но он открывает широкие перспективы привлечения в профессию молодого поколения.
Франсиско Иглесиас Кампос, генеральный директор оператора междугородних автобусных перевозок ALSA:
– Нельзя с уверенностью утверждать, что пересмотр возрастных ограничений вызовет немедленный рост интереса. Тем не менее молодежь получает возможность обрести профессию водителя, а транспортные предприятия – заполнить пустующие рабочие места. Однако, чтобы это произошло, необходимо устранить другие препятствия. Например, высокую стоимость обучения, которое предлагают только частные школы. Требуется увязать процесс получения водительского удостоверения с регулируемой системой образования, выделить финансирование на организацию профессиональной подготовки кадров.
Важную роль играет информирование общества о преимуществах специальности водителя, возможностях трудоустройства, значении транспортного сектора для бизнеса в целом, а также о том, что система профподготовки надежна и гарантирует безопасность перевозок.
Рафаэль Барбадильо, президент Испанского союза городских и междугородних автобусных перевозок CONFEBUS:
– Хотя новый закон будет способствовать привлечению молодежи в профессию, нам предстоит поработать над тем, чтобы были разработаны отвечающие реалиям отрасли программы подготовки и повышения квалификации водителей, сертификации. Своевременные меры поддержки в развитие принятого решения позволят восстановить стабильность в кадровом звене как отдельных предприятий, так и сектора коммерческих автомобильных перевозок в целом.
Овидио де ла Роза, президент Испанского союза автомобильных перевозчиков грузов CETM:
– Компании страны сегодня предлагают двойные программы профессиональной подготовки, в основе которых лежит идея увязки обучения и работы. Мы изучим имеющийся опыт и лучшее предложим для широкого распространения.
Журнал «Транспорт & Транзит»