Верить в себя
06.06.2024
Ситуация на рынке международных грузоперевозок, тенденции развития логистики, опыт освоения новых направлений и маршрутов, формирование конкурентоспособности, обновление подвижного состава. Это – далеко не полный перечень тем, рассмотренных в конце мая в рамках ежегодных мероприятий Ассоциации «БАМАП» – выставки автомобильной и прицепной техники, конференции «Состояние и перспективы развития международных автомобильных перевозок в современных условиях» и, собственно, на самом общем собрании. Приведем наиболее яркие, интересные, «говорящие» цитаты экспертов от органов госуправления и бизнес-сообщества, принимавших участие в дискуссиях на диалоговых площадках.
Сергей Дубина, заместитель министра транспорта и коммуникаций:
…Взаимодействие по линии Ассоциации «БАМАП» с Министерством транспорта и коммуникаций, Государственным таможенным комитетом и иными государственными органами, которые непосредственно влияют на развитие сферы международных автомобильных перевозок грузов, на сегодняшний день как никогда эффективное и оперативное. Нам порой не требуется официальная переписка: в любой момент можем созвониться, поставить проблему и тут же обсудить, как будем ее решать. И в большинстве случаев мы действительно решаем возникающие вопросы. Конечно, некоторые из них выходят за рамки наших полномочий, но даже в таких ситуациях мы не складываем руки, а продолжаем вместе отстаивать интересы белорусских перевозчиков. Благодарю ассоциацию за честность и открытость позиции, высокую компетентность и достигнутый совместными усилиями уровень взаимодействия.
…На повестке дня стоит вопрос об увеличении квот разрешений иностранных государств, являющихся дружественными по отношению к Беларуси и с которыми в настоящее время продолжается обмен. Результат этой работы позволил в 2024 году выйти с такими странами, как Азербайджан, Армения, Китай, Монголия, Турция, Узбекистан на уровень квоты в 172% по сравнению с 2022-м. Достигнута договоренность об увеличении количества разрешений с Китаем.
Николай Боровой, председатель Ассоциации «БАМАП»:
…Рост грузооборота и объемов перевозок свидетельствуют о востребованности услуг автомобильного транспорта и дают основания судить об эффективности реализуемых в нашей стране мер по диверсификации внешней торговли, что позволяет расширить для белорусских перевозчиков объем транспортной работы на фоне проблем, присущих европейскому направлению. Основной прирост в автомобильных перевозках достигается в настоящее время за счет увеличения торговли с Российской Федерацией.
…Главные тенденции в международной логистике, наблюдавшиеся в прошлом году, сохранятся и в нынешнем. Очевидно, более жесткая конъюнктура рынка услуг перевозок будет способствовать повышению роли мультимодальных транспортных решений в направлении Востока и обратно, особенно в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Для рынка транспортных и автомобильных услуг в текущем году будут характерны: дальнейшее расширение географии перевозок и усложнение цепочек поставок; усиление роли логистических операторов; востребованность нового качества сервиса и оказания комплексных услуг; сокращение сроков доставки грузов за счет снижения издержек в цепочке поставок путем эффективного управления (цифровизации, прогнозирования и автоматизации процессов, в том числе с применением искусственного интеллекта); увеличение мультимодальных и интермодальных доставок (развитие кооперации при выполнении международных перевозок).
Андрей Большаков, заместитель председателя Государственного таможенного комитета:
…Чтобы было понятно, насколько напряженным является режим, в котором работает сегодня таможенная служба, можно привести всего две цифры: если до того, как соседние с нами страны Евросоюза начали закрывать пункты пропуска и на государственной границе Республики Беларусь (она же является внешним контуром Евразийского экономического союза) их функционировало 26, то сейчас осталось только пять, из них один – исключительно пассажирский (МАПП «Брест»). Нормы оформления транспортных средств работниками контрольных служб сопредельных государств, о которых с ними ранее были достигнуты соответствующие договоренности, не выполняются.
Петр Андриевич, директор СП «Курс» ООО:
…В каждой текущей ситуации нужно соответствовать моменту. Самое главное при этом не терять оптимизма. Сложно? Сложно! Трудно? Иногда даже очень трудно! Но если мы расслабимся, если перестанем верить в себя, время нас обгонит. Поэтому посыл в работе должен быть таким: как бы ни было сложно, это не означает, что нам перестало быть интересно. Давайте жить с оптимизмом в каждом моменте времени. И сегодня тоже…
Сергей Капустин, председатель совета директоров группы компаний ООО «СТА Логистик»:
…Для отечественного перевозчика ситуация на рынке изменилась резко. Еще недавно Беларусь видела и ощущала себя в центре системы транзита, а теперь страна и ее транспорт оказались у края данной системы. В этих обстоятельствах важно найти механизмы, подходы и способы конкурировать за рынки и товарные потоки и в честной борьбе доказать, что белорусский перевозчик заслуженно имеет репутацию надежного, ответственного и порядочного и способен в новых условиях успешно осваивать новые рынки.
Вадим Захаренко, глава Постоянного представительства МСАТ (IRU) в Евразии:
…Транспортные коридоры, безусловно, образует грузовая база. И такие страны, как Китай, Россия, государства региона Юго-Восточной Азии, Индия являются наиболее важными с точки зрения формирования грузовой базы. Поэтому они являются привлекательными в том числе и для автомобильного транспорта. В последние несколько лет транзит через Иран растет минимум на 30% в год, и, по прогнозу аналитиков и транспортных ведомств государств, расположенных вдоль международного транспортного коридора «Север – Юг», грузопотоки к 2030-му должны увеличиться кратно. Для представителей автотранспортного бизнеса в этом коридоре интересна ветка, тянущаяся из Ирана через Азербайджан в Россию. В ближайшем будущем ведущая роль здесь будет принадлежать именно автотранспорту. Пока по ряду причин удобнее загружаться и разгружаться в «Астаре», но МСАТ в качестве одной из задач видит необходимость создания условий для того, чтобы иностранные (в том числе белорусские) перевозчики доезжали до самого порта Бендер-Аббас, в который эти грузы приходят.
«Транспортный вестник»