Закон вводят частями
05.09.2018
Новая редакция закона, регулирующего таможенное дело в России, появление которой ожидали и таможенники, и бизнес, в ускоренном порядке прошла установленную процедуру согласования и подписана президентом РФ 3 августа.
Появление данного правового акта обусловлено началом действия с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Предполагается, что вступление документа в силу создаст базовые условия для упрощения таможенных процедур и позволит ускорить все процедуры, в частности, за счет введения электронного способа декларирования.
Ранее в правительстве поясняли, что за основу взяты положения пока еще действующего Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в той мере, в какой это позволяет ТК ЕАЭС. При этом в новом документе реализована значительная часть отсылочных норм ТК Союза, направленных на совершенствование таможенного администрирования, а также на упрощение совершения таможенных операций.
Эксперты напоминают, что ТК ЕАЭС содержит нормы, которые переводят на уровень национальных законов ряд правоотношений, условий, требований или особенностей таможенного регулирования. Это значит, что определенные сферы таможенного регулирования должны регламентироваться отдельными законами в каждой стране ЕАЭС. Соответственно, новый документ устанавливает особенности таможенного регулирования в России в соответствии с положениями права ЕАЭС.
Закон № 289-ФЗ, который состоит из восьми разделов, 68 глав и 398 статей, начали применять с 4 сентября 2018 года, за исключением норм, для которых установлены иные сроки. Так, ряд положений, касающихся организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков (раздел II), заработают с 1 января 2019 года. С 1 июля 2019 года вступят в силу главы 25 «Таможенная процедура свободного склада» и 64 «Владелец свободного склада»; с 1 января 2020 года – положения части 2 статьи 264 об электронной форме консультирования; с 1 января 2022 года – положения частей 1-4 статьи 300 о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме.
Пункт 6 части 3 статьи 55, касающийся обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, заработает через 120 дней после вступления ФЗ в силу – с января 2019 года. В то же время не сразу утратят силу некоторые из действующих сейчас таможенных правил, закрепленных в Законе № 311-ФЗ. Например, статьи, регламентирующие порядок получения статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО).
При этом ряд положений вообще можно будет применять лишь после вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 (Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и 8 (Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) к Договору о ЕЭАС.
Среди них статья 28 «Порядок внесения авансовых платежей, уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы»; статья 30 «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы»; части 5 и 6 статьи 34 «Уплата процентов»; статья 35 «Авансовые платежи»; статья 36 «Возврат авансовых платежей».
Аналогично дела обстоят и со статьями 42 «Исполнение обязанности по уплате таможенных сборов»; 44 «Порядок и формы уплаты таможенных сборов»; 45 «Взыскание и возврат таможенных сборов»; 67 «Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы»; 68 «Иные случаи возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)»; 69 «Возврат денежного залога» и 70 «Возврат денежного залога, внесенного в качестве генерального обеспечения».
Хотя большинство статей Закона № 311-ФЗ перестали действовать с 4 сентября, полностью он потеряет свою актуальность лишь к 2020 году. Следовательно, до этого момента и таможенникам, и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) придется в своей работе руководствоваться сразу тремя правовыми актами: ТК ЕАЭС и двумя редакциями закона о таможенном регулировании (частично).
Новый документ будет регулировать вопросы ввоза и вывоза товаров, их временное хранение, декларирование, а также взимание таможенных платежей. Он допускает привлечение третьих лиц к процедуре уплаты таможенных платежей. По мнению авторов, это позволит проводить трансграничные операции с помощью новых технологий оплаты. Так, оплачивать таможенные пошлины за приобретенные в зарубежных интернет-магазинах для личного пользования товары граждане смогут в обычных почтовых отделениях, а операторы должны будут обеспечить возможность расплатиться картой платежной системы «Мир».
Что касается взыскания неуплаченных вовремя платежей, то его разрешено обращать на счета должника в драгоценных металлах. Закон также регулирует отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, их перевозкой под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием. Ряд норм направлен на упрощение и ускорение таможенных процедур, включая внедрение принципов и технологий «электронной таможни», в частности, декларировать товары можно будет электронным способом.
Устанавливается общее правило, по которому компоненты товара должны ввозиться на территорию России в рамках одной внешнеэкономической сделки. Исключается возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства и актов в сфере таможенного регулирования, если оно вызвано неясностью содержащихся в них правовых норм.
Обратим внимание, что через 4 месяца со дня вступления в силу Закона № 289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, который в документе однозначно не определен, должен довести до таможенных органов информацию о декларантах, у которых совокупная сумма исполненной за 2015-2017 годы обязанности по уплате федеральных налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин составила не менее 7 млрд рублей, указав совокупную стоимость их активов.
Также предусмотрено, что «до дня вступления в силу пункта 6 части 3 статьи 55 настоящего закона обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены».
В сопроводительных материалах к документу указывается, что он вводит приоритет автоматизированных, электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулирует применение механизмов «единого окна», повышает эффективность института уполномоченного оператора, допускает возможность переноса момента уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров. Одновременно он направлен на повышение эффективности таможенного администрирования и собираемости таможенных платежей.
Новый закон предусматривает возможности применения отсрочки при уплате таможенных платежей в один месяц для любых категорий товаров при условии внесения соответствующего обеспечения. Также расширяются возможности для автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров. С 90 до 60 дней сокращены сроки принятия предварительных решений по классификации товаров, с 10 до 1 дня сокращен срок проведения таможенного досмотра.
Устанавливаются предельные сроки проведения таможенных экспертиз (4 месяца) и камеральных таможенных проверок (90 дней). По аналогии с законодательством о налогах и сборах проверяемым лицам предоставлена возможность предъявления возражений таможенным органам по результатам таможенных проверок и обжалования соответствующих решений.
Законом установлены условия, при которых таможенный представитель сможет использовать часть своего обеспечения в счет исполнения обязательств клиентов по конкретной таможенной декларации. Введена норма, допускающая исполнение обязанности по уплате таможенных платежей третьими лицами.
Появляется возможность для использования нового механизма уплаты таможенных платежей в Интернет-торговле с помощью единого оператора и в отношении всех товаров. Предусматривается, что требования к операторам таможенных платежей будет устанавливать правительство. Новый закон в целом отвечает требованиям ТК ЕАЭС по снижению издержек для бизнеса при общем повышении эффективности таможенного контроля.
Документ наделяет Кабинет министров правом определять перечень и порядок представления государственным институтам развития для выполнения возложенных на них функций сведений таможенной статистики внешней торговли РФ, включая те, что содержат информацию ограниченного доступа. При этом госинституты обязаны обеспечить защиту полученной информации, оградить ее от неправомерного доступа и распространения в соответствии с законодательством РФ. Федеральные власти теперь вправе безвозмездно передавать изъятые на таможне и обращенные в федеральную собственность санитарно-гигиенические и медицинские изделия, скоропортящиеся продукты, детское и лечебное питание, а также одежду, обувь и другие предметы первой необходимости в органы соцзащиты, медицинским и образовательным организациям.
Закон устанавливает требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли, порядок его учреждения и функционирования. Правила реализации товаров в этих магазинах будет устанавливать правительство. Оно также будет определять случаи, когда на реализуемые в таких магазинах товары может наноситься маркировка.
У таможенного представителя появится право уплачивать таможенные платежи в отношении товаров, ввозимых физлицами, – это относится как к гражданам РФ, так и к иностранным туристам, а также к иностранным специалистам, работающим в РФ. Урегулирован вопрос, касающийся приостановки деятельности таможенного представителя – если он устранил нарушения, Минфин имеет право в кратчайший срок включать его обратно в соответствующий реестр. Таможенный представитель теперь сможет уплачивать таможенные пошлины и сборы в отношении товаров, ввозимых для личного пользования, за исключением транспортных средств, если это предусмотрено договором, заключенным между ним и декларантом.
Вопрос о ввозе многокомпонентных товаров в рамках одной внешнеэкономической сделки урегулирован согласно нормам ТК ЕАЭС. По мнению экспертов, это упростит процедуру ввоза российскими промышленными компаниями многокомпонентного оборудования для особо важных отраслей экономики, в том числе техники, которая не производится в РФ. Также в соответствие с Кодексом приведены вопросы маркировки товаров, более детально прописаны полномочия таможенных органов по проверке маркировки ввозимых товаров. Проверка будет проводиться только в отношении акцизных марок, контрольных знаков и иных средств идентификации, в том числе при обнаружении признаков их подделки.
Среди прочего закон регулирует отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, их перевозкой под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей. Ряд норм направлен на упрощение и ускорение таможенных процедур, включая внедрение принципов и технологий «электронной таможни», в частности, декларировать товары можно будет электронным способом.
В то же время в Законе № 289-ФЗ реализована возможность использования «реестрового обеспечения» таможенного представителя при таможенном декларировании товаров; выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров; освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей добросовестными компаниями, перечень таких случаев расширен; представления предварительной информации на английском языке.
Также сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения товаров и о классификации товара, реализована таможенная процедура свободного склада, упрощена процедура идентификации товаров в продуктах их переработки, а добросовестные участники ВЭД смогут не предоставлять обеспечение обязанностей по оплате платежей и сборов при импорте.
Отметим, что в итоге получился достаточно объемный документ, описать все новации которого в одной статье не представляется возможным. Для его детального изучения экспертам потребуется проделать большой объем аналитической работы, разобраться в том, как его авторы реализовали нормы ТК ЕАЭС, которые он переводит на национальный уровень. Оставшееся до вступления закона в силу время таможенники и участники ВЭД посвятят проработке его положений, выработке порядка их практического применения.