bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Китайский гамбит

02.05.2024

Китайский гамбит

Одним из важнейших партнеров Белорусской железной дороги по реализации инициативы «Один пояс, один путь» является государственная корпорация «Китайские железные дороги». Совместная работа дала кратное увеличение объема перевозок, что подтверждается динамикой развития сотрудничества. Если в 2017 году в нашу республику из Поднебесной была ввезена 21 тыс. контейнеров и отправлены 13 тыс., то в прошлом году эти показатели достигли 163 тыс. и 209 тыс. соответственно. Страны сегодня связывает надежная и фактически постоянная транспортная связь. При этом имеющийся потенциал обладает существенными резервами.

Китайские железные дороги развиваются фантастически быстрыми темпами. По основным показателям транспортной экономики, таким как объем перевозки грузов, грузооборот и прочее, занимают первое место в мире. В прошлом году по национальным стальным магистралям перевезено 3 млрд 910 млн тонн грузов, что позволило достичь очередного исторического рекорда. Примечательно, что такая положительная тенденция роста сохраняется семь лет подряд.

Используя преимущества единого управления национальной железнодорожной сетью, КЖД осуществляют транспортировку грузов внутри страны со скоростью от 80–90 до 250 км/час. В пределах 500 км продукция доставляется в течение одного дня, на дальность в 1000 км – двух, 2000 км – трех. При этом в перевозочный процесс активно внедряется цифровизация.

Государственная корпорация активно содействует международному сотрудничеству в железнодорожной сфере. В тесном партнерстве с заинтересованными администрациями других стальных магистралей КЖД создали мировой бренд – контейнерный поезд в сообщении Китай – Европа – Китай. Это позволило сформировать новую структуру евразийских международных перевозок и открыло новые возможности для развития торгово-экономических связей между странами, по территории которых проходят маршруты «Одного пояса, одного пути».

Контейнерные поезда курсируют назначением в 212 городов 25 государств Европы. По состоянию на конец прошлого года в общей сложности их было организовано более 82 тыс., перевезены 7950 тыс. контейнеров в ДФЭ.

Динамично развивается контейнерное сообщение и с Беларусью. Результатом тесного взаимодействия с БЖД стала организация в 2023-м 2992 контейнерных поездов, что на 45% больше, чем годом ранее. Количество же доставленных контейнеров увеличилось на 60%.

На проходившей в Минске в начале апреля международной конференции по вопросам железнодорожной логистики, организованной белорусской магистралью, где собрались более 170 участников из семи стран, заместитель главного инженера КЖД, начальник департамента международного сотрудничества Цзюй Гоцзян детально проанализировал результаты совместной работы в рамках реализации инициативы «Один пояс, один путь».

Во-первых, это – оживление существовавших ранее международных железнодорожных транспортных коридоров и создание новых. Три из них проходят через западную, центральную и восточную части КНР. В последние годы в Поднебесной активно модернизируются пограничные станции, ведутся работы по увеличению пропускной способности погранпереходов, на отдельных участках магистралей осуществляется строительство дополнительных путей. Это позволило существенно повысить уровень удовлетворенности бизнес-сообщества перевозками в международном сообщении, потребности в которых увеличиваются.

Во-вторых, произошла оптимизация организации таких доставок. Контейнерные поезда в сообщении Китай – Европа курсируют по сквозному расписанию движения. Каждую неделю организуется пять таких составов. Клиентам предоставляются индивидуальные логистические решения. Активно развиваются перевозки товаров трансграничной электронной торговли, продуктов питания в рефрижераторных контейнерах, автомобилей, грузов другой номенклатуры. С целью обеспечения их сохранности внедряются электронные запорно-пломбировочные устройства, имеющие функцию предупреждения в режиме реального времени в случае вскрытия.

В-третьих, продолжается информатизация производственных процессов в международном сообщении. Интенсивно продвигается работа по организации опытных перевозок с применением безбумажных технологий. Во взаимодействии с таможней реализуется электронное декларирование импортных и экспортных грузов. Функционирует официальный сайт контейнерных поездов сообщением Китай – Европа, на котором можно размещать информацию, подавать и принимать заявки на логистические операции по всему пути следования, предоставлять клиентам сервис по принципу «одно окно». С железными дорогами России, Казахстана и Монголии осуществляется электронный обмен данными.

В рамках минской конференции были озвучены новые инициативы государственной корпорации «Китайские железные дороги». Они должны послужить еще большему удовлетворению возрастающих потребностей в перевозках грузов по стальной магистрали. Первое предложение касается непрерывного увеличения пропускной способности железнодорожных погранпереходов, которым все труднее справляться с растущим грузопотоком. Уже сегодня кое-где наблюдается достаточно высокая загруженность. Всем заинтересованным сторонам следует предпринимать меры по устранению узких мест, развитию альтернативных маршрутов доставок товаров между Азией и Европой. Со своей стороны КЖД активно продвигают идею открытия новых пограничных переходов на границах Китая с Казахстаном и Монголией в рамках создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия.

Вторая инициатива связана с продвижением инновационных подходов к развитию международных грузовых перевозок. Предлагается расширить географию и увеличить периодичность организации контейнерных поездов по сквозному расписанию движения, разработать механизмы координации стоимости по всему пути следования, нарастить внедрение электронных запорно-пломбировочных устройств с целью повышения эффективности и качества сервиса, а также уровня сохранности грузов. Дальнейшее успешное развитие международного сообщения невозможно без совершенствования электронного обмена данными, активного продвижения безбумажных технологий, введения инноваций в правила, регулирующие международные железнодорожные перевозки.

Третье – это расширение сотрудничества между железными дорогами и всеми заинтересованными сторонами. Более тесным становится взаимодействие различных транспортных коридоров и видов транспорта. Важно совершенствовать правила, стандарты, систему логистических продуктов, совместно внедрять научно-технические инновации.

– Исходя из общей заинтересованности сторон в углублении сотрудничества в сфере развития грузовых перевозок, Китайские железные дороги готовы на основе принципов совместной консультации, совместного создания условий и совместного пользования плодами продвигать развитие железнодорожных грузовых перевозок и логистики на евразийском континенте, чтобы придать новый импульс росту во всех сферах торгово-экономического взаимодействия, – подчеркнул Цзюй Гоцзян.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также