Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Конкурентным быть обязан

23.04.2019

Конкурентным быть обязан

Для развития международных автомобильных перевозок грузов важны, как минимум, два ключевых аспекта: своевременное обновление парка и расширение доступа к рынку транспортных услуг.

По итогам прошлого года поступление иностранной валюты по экспорту услуг международного грузового автомобильного транспорта Беларуси составило более 1 млрд 300 млн долларов США, что на 15,9% выше аналогичного значения за 2017-й и в 2,1 раза – показателя 2010 года.

Указ в поддержку

Тенденцию наращивания транспортной работы подтверждают количество и объем выполненных международных автомобильных перевозок. В 2018 году доставлено 8 млн 142,8 тыс. т товаров при общем количестве поездок 515 146, что превысило на 10% и 8,9% соответственно предыдущие значения. Оба показателя являются историческим максимумом при том, что в них не учитывались перевозки грузов между странами ЕАЭС.

Достигнуть таких результатов удалось, с одной стороны, за счет повышения эффективности работы, а с другой – благодаря увеличению количества подвижного состава. Рентабельность деятельности составила 5,3%, выручка на одно транспортное средство – 60 тыс. долларов США.

В Беларуси на международных перевозках грузов задействовано около 18500 автотранспортных средств – на 1050 больше по сравнению с 2017 годом. В 2018-м было куплено 789 машин стандарта Евро-6 – это треть общего количества приобретенных автотранспортных средств. Стимулом к обновлению парка стал Указ Президента Республики Беларусь от 15.02.2018 г. № 67, в соответствии с которым освобождение от уплаты утилизационного сбора получили грузовые машины и седельные тягачи экологического класса Евро-6 при их ввозе на территорию страны и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Тем не менее по качественной структуре подвижного состава белорусские международные перевозчики грузов уступают основным конкурентам на рынке. Если в их парке удельный вес транспортных средств экологического класса Евро-6 составляет 7,5%, то у польских коллег – 43%, литовских – 49,3%.

Для обеспечения конкурентоспособности вопрос модернизации и наращивания парка остается весьма актуальным. Уповая на дальнейшее продление действия норм Указа № 67, национальные транспортники считают также важным вопрос доступности кредитных средств. В рамках программ Всемирного банка и Европейского инвестиционного банка по поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь плата за финансовые ресурсы, предоставляемые в евро, близка к нулевому значению, в то же время белорусские банки выдают отечественным транспортным предприятиям кредиты под 5-7%. Национальные международные перевозчики грузов надеются, что банковский сектор услышит их пожелание по предельному размеру кредитных ставок для субъектов малого и среднего бизнеса на уровне не более 3-3,5%.

«Дозвол» всему голова

Нынешний рынок международных автотранспортных услуг формируется в жестких ограничительных условиях разрешительной системы на проезд по территориям зарубежных стран. Практика взаимоотношений с транспортными ведомствами иностранных государств и динамика ежегодного обмена свидетельствуют о том, что Беларусь практически исчерпала резервы увеличения по большинству дефицитных разрешений. При этом число стран, по которым возникает нехватка «дозволов», с каждым годом растет. В 2018 году такая тенденция прослеживалась по 35 государствам, в том числе по 33 – для доставок грузов в/из третьих стран, по 15 – в двустороннем/транзитном сообщении, по шести – по универсальным разрешениям.

В прошлом году было получено 715 640 разрешений. Предварительная квота на текущий год увеличена на 8%, тогда как прогнозируемая дополнительная потребность составляет более 100 тыс. или 14% имеющегося сегодня годового объема. Около 40% приходится на российские разрешения в/из третьих стран.

Минтрансом Беларуси намечено проведение в текущем году научного исследования для определения эффективных критериев распределения разрешений на проезд по территориям иностранных государств. Впоследствии будут подготовлены предложения по совершенствованию порядка выдачи и использования «дозволов».

При нехватке разрешений на традиционных направлениях национальные транспортники видят перспективы расширения рынка доставки грузов с подписанием между Беларусью и Китаем соглашения о международных автомобильных перевозках. Предпосылки для увеличения объемов работы представляются в регионе ШОС, а также сопредельных с ним странах, ведь республика присоединилась к соглашению государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, что устанавливает правовые рамки осуществления международных автоперевозок грузов.

Обнадеживающие вести поступают из Евразийской экономической комиссии. Совет ЕЭК одобрил соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики. Теперь предстоит прохождение внутригосударственных процедур в странах – членах ЕАЭС. Соглашение разработано для ускорения совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории Союза и КНР, а также перемещаемых транзитом. Обмен данными позволит упростить процедуры международной торговли, повысит взаимное доверие. Ожидается, что соглашение будет подписано в этом году.

Камни преткновения

Для подачи электронной предварительной информации таможенным органам сегодня широко используется приложение TIR-EPD, позволяющее оперативно и бесплатно отправлять обязательные сведения о грузе. Программа применима на всех транзитных направлениях и для любого перевозчика. Однако удобный для участников транспортного бизнеса вариант ныне стал камнем преткновения. Речь идет о подаче электронной предварительной информации с помощью TIR-EPD в информационную систему белорусских таможенных органов через Общегосударственную автоматизированную информационную систему. С переходом на электронный документооборот ранее безвозмездная процедура теперь предусматривает внесение платы за каждую транзакцию, при этом альтернативных способов не предоставляется. В Ассоциации «БАМАП» придерживаются мнения, что должен применяться оптимальный и взвешенный подход без создания барьеров, снижающих эффективность работы субъектов хозяйствования.

Остается нерешенным вопрос доставки грузов внутри Евразийского экономического союза в соответствии со статьей 275 Таможенного кодекса ЕАЭС, в которой определяется, что временно ввезенные автомобильные транспортные средства международной перевозки, прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры, могут использоваться для внутренней доставки грузов, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена, в случаях, когда такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта; осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками ЕКМТ. Правовая основа заложена, однако белорусские перевозчики опасаются использовать эту схему в связи с отсутствием до настоящего времени единой позиции Минтранса и Государственного таможенного комитета республики по вариантам контроля.

Достаточно много нареканий у представителей транспортного бизнеса к системе сбора оплаты за проезд по дорогам республики BelToll. Особенно это касается размера штрафов (260 евро) и их перевода в белорусские рубли, периодичности (однократно за два часа) смс-оповещения.

Не единожды поднимался вопрос о введении в нашей стране дифференцированного сбора за проезд по дорогам в зависимости от экологического класса транспортных средств, что повысило бы транзитную привлекательность республики. В настоящее время из общего количества грузовых машин, проезжающих по платным дорогам Беларуси, лишь 3% (по регистрационным данным в системе BelToll на сентябрь 2018 г.) соответствуют экологическому стандарту Евро-6.

***

Международный автомобильный транспорт республики обеспечивает устойчивый приток иностранной валюты в государственную казну, вносит существенный вклад в формирование положительного сальдо по экспорту услуг. Его дальнейшее развитие, повышение конкурентоспособности на международном рынке во многом зависит от решения имеющихся проблемных вопросов.

« »

Читайте также