bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Перегрузка

23.03.2023

Перегрузка

О том, что это место на окраине Полоцка в промышленной зоне ОАО «Полоцк-Стекловолокно» особое, можно понять по скоплению фур. Здесь с апреля прошлого года производится перегрузка товаров из машин с европейскими номерными знаками в полуприцепы с белорусской или российской регистрацией.

  • Владимир Балакирев: «Буквально на второй день после выхода постановления о запрете въезда в нашу страну зарегистрированных в ЕС транспортных средств здесь была создана зона таможенного контроля на 20 стояночных мест. Но с учетом того, что у нас необходимо осуществлять перегрузку, мы позиционируем себя как СВХ только на 15 мест. Большой технике необходимо место для маневра».

В день нашего посещения на складе временного хранения ОАО «Полоцк-Стекловолокно» было немноголюдно. Уже традиционно при подъезде к месту перегрузки стоял с десяток тяжелых автомобилей. Здесь до заезда на СВХ состыковываются пары. Если по-простому, встречаются водители фур с европейскими номерами и их контрагенты из Беларуси или России. Кто и на какой машине доставит сюда товар, а кому везти его дальше – известно заранее. Этими вопросами занимаются, как правило, логисты транспортно-экспедиционных компаний. Они же продумывают способ перегрузки.

– Уже три часа жду коллегу из Латвии, сообщает, мол, застрял на границе, – делится Сергей, водитель фуры с белорусскими номерами.

– Дорога непредсказуема – возникают задержки при пересечении границы, иногда случаются поломки машины в пути. Мы понимаем это и делаем все возможное, чтобы не допустить заторов и задержек, – комментирует начальник отдела таможенных операций и контроля СВХ № 1 Новополоцкого таможенного поста Витебской таможни Владимир Балакирев. – Изначально водители встречаются до заезда сюда. Потом парами подходят к окошку владельца СВХ и зоны таможенного контроля, подают документы для выписки пропуска. В зависимости от предполагаемых работ владелец СВХ определяет место и время. Также выдается уведомление на размещение иностранного товара. Естественно, проверяем документы, комплектность, целостность грузового отсека, пломбы и сообщаем об этом второму водителю. Доставку закрыли, пожалуйста, перегружайтесь. И в соответствии с требованиями определяем дальнейшие действия.

Грузы на СВХ «Полоцк-Стекловолокно» перегружаются разными способами. Как ни парадоксально, но быстрее других такие операции производятся со стеклом. В среднем полчаса. Выглядит это так: белорусский стекловоз в определенной точке опускает уложенное на железной раме стекло на пол и выезжает. Другой перевозчик филигранно подает задним ходом и «заглатывает» тележку с грузом. После поднимает его и уезжает. Даже бывалые водители с нескрываемым уважением наблюдают за такими процедурами. На стекловозах действительно трудятся профессионалы, от которых требуется ювелирная точность при управлении. В случае банальной ошибки всегда есть риск повредить хрупкий материал.

На площадке стояли впритык задними дверями два грузовых микроавтобуса. Внутри переносили коробки.

– За полчаса управимся, – заверил водитель из Латвии. – Мы эту операцию с белорусским коллегой, наверное, уже в двадцатый раз проделываем. Наша компания находится в Даугавпилсе и постоянно поставляет товар в адрес белорусского получателя. Коробки легкие.

– А что в них?

– Это – секрет.

Рядом аналогично разместились фуры. Перегружались рулоны с тканями.

– Мы только сейчас поняли, как просто было работать до введения санкций и антисанкций, – сокрушается водитель. – Думаю, часа четыре уйдет на все. Зачем эти трудности?

Кстати, операции, когда машины становятся корма к корме, а потом груз перемещается на рохлях, самые распространенные в СВХ «Полоцк-Стекловолокно». Но не самые быстрые. Упаковки могут быть объемными и тяжелыми.

Один из наших собеседников подчеркивает, что ручная перегрузка часто применяется в отношении товаров из Турции. В основном это одежда в тюках.

Бывает, используется электрокар. На СВХ есть две рампы, у которых машины паркуются рядом, и погрузчик снует между ними.

– А кто определяет, каким способом будет производиться перегрузка? – интересуемся у Владимира Балакирева.

– В последнее время этим вопросом чаще занимаются логисты транспортных компаний. Может предоставить своих грузчиков и оборудование ОАО «Полоцк-Стекловолокно». Но, учитывая, что сюда приезжают в большинстве своем постоянные клиенты, то многие уже заключили договора с конкретными местными грузчиками. У них имеется все необходимое для обеспечения данного процесса. Предприятие выдает допуск на свою территорию сторонним организациям. Сами водители перемещают только легкие упаковки. В определенных случаях перегрузка производится с помощью кранов. Надо понимать, что это не бесплатно. Сейчас ОАО «Полоцк-Стекловолокно» наняло на работу кассира, который может принять оплату за процедуру перегрузки банковской картой. На первоначальном этапе это был больной вопрос. С наличными деньгами всегда больше проблем.

Как отмечает Владимир Ильич, большинство машин для перегрузки на СВХ приходит из Латвии. Встречаются также с литовской, польской, румынской, словацкой, болгарской регистрациями. СВХ открыт с девяти утра до девяти вечера. Поступало предложение об организации круглосуточного режима, но оно не нашло отклика у владельца территории – руководства ОАО «Полоцк-Стекловолокно». Погрузочные работы в ночное время требуют дополнительных условий для обеспечения охраны труда и безопасности движения.

Кстати, на первоначальном этапе здесь занимались и крупногабаритом, что создавало серьезные трудности. На некоторые операции требовались не одни сутки. Одно дело переместить коробки, другое – многотонное оборудование, тракторы, комбайны, длинные трубы. С конца прошлого года крупногабаритными грузами занимаются на площадке ТУП «Белтехносервис» в промышленной зоне Коптево, что рядом с Новополоцком.

– Летом прошлого года мы перегружали более 30 машин в смену, а как-то, помню, доходило до 46 пар, – рассказывает Владимир Балакирев. – Сейчас в среднем около 25.

После перегрузки в Полоцке машины направляются, как правило, в адрес белорусских или российских получателей товаров. Причем этот поток делится примерно поровну.

– Почему перевозчики выбирают перегрузку?

– Специально мы этим вопросом не задавались, – отвечает Владимир Ильич. – Но, как рассказывают сами водители, не каждая европейская компания готова доверить свой полуприцеп белорусскому или российскому водителю. Здесь имеется много нюансов. Чаще с помощью процедуры перецепки работают перевозчики, давно знающие друг друга, имеющие договорные обязательства. Здесь важно доверие. А когда его нет, логичнее перегрузить товар. Кроме того, к нам заезжают автомобили, в конструкции которых отсутствует сама возможность перецепки.

– Мы проводим операции таможенного контроля и выпуск товаров субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, – поясняет начальник Новополоцкого таможенного поста Витебской таможни Андрей Григорьев. – ПТО «Полоцк-Стекловолокно» работает в режиме центра электронного декларирования. Суть в том, что физически груз может храниться в Минске, Бресте или любой другой точке Беларуси, а декларант подготавливает декларацию и отсылает ее в систему таможенных органов. В свою очередь система, анализируя загрузку всех пунктов таможенного оформления, определяет оптимальное место и направляет туда декларацию для выпуска. То есть товар находится, например, в Бресте, а выпуск его мы оформляем в Полоцке. Есть система управления рисками, и когда возникает необходимость непосредственной проверки, мы взаимодействуем с таможней, которая может осуществить эту процедуру. Раньше обслуживали только субъектов хозяйствования, что регионально расположены рядом. Нами предпринимались организационные мероприятия для сокращения очередей, возникавших в первое время. Как видите, сейчас их практически нет. Расширили и саму площадку. Да, для таможенников процесс перегрузки был новым направлением деятельности. Но коль государство нам поручило его организовать – мы выполняем задачи. И успешно справляемся: не получили ни одной жалобы. Хотя испытывали на этапе становления определенные трудности. Эта ситуация и на перевозчиках сказалась – им пришлось изменять привычные схемы доставок. Словом, стараемся выстраивать работу с учетом реальных возможностей…

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также