bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Потенциал укрепления позиций российских перевозчиков

10.11.2018

Потенциал укрепления позиций российских перевозчиков

Внешнеэкономическая конъюнктура достаточно благоприятна для развития российского сектора международных автотранспортных услуг, что предполагает по итогам года рост объемов грузоперевозок. Аналитический обзор представляет руководитель группы мониторинга рынка департамента организации перевозок АСМАП России Анатолий Пинсон.

Положительные изменения на российском рынке международных автомобильных грузовых перевозок в значительной мере связаны с общими тенденциями во внешней торговле РФ с зарубежными странами, с которыми осуществляется автомобильное сообщение. Согласно таможенной статистике отмечается прирост объемов внешнеторгового оборота с ЕС. При этом преобладающая доля, в частности, импорта обеспечивается услугами автотранспорта. Еще более значительное увеличение объемов внешней торговли с Китаем – около 30%, и имеются предпосылки, что по итогам года двусторонний объем торговли достигнет 100 млрд долларов США. Высокие темпы роста по Турции, Ирану, Норвегии, Швейцарии. Кроме того, наращивается внешнеторговый оборот со странами СНГ.

По данным за восемь месяцев объемы международных перевозок на российском рынке возросли на 5,6% и составили 21,3 млн т. В импортном направлении рост на 1,2%, по экспорту – на 10,7%. Доля объемов перевозок экспортных грузов превысила 48%. Относительно скромные темпы в первую очередь связаны с невысокими объемами увеличения автомобильных грузопотоков в сообщении со странами ЕС – всего на 1,9%, по импортным же грузам наблюдается падение на 1,4%. А ведь доля перевозок грузов на направлении Россия – страны ЕС в общих объемах рынка является определяющей – около 57%.

По абсолютному большинству ведущих западноевропейских стран, включая Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Италию и ряд других, рост двусторонних объемов перевозок в текущем году отмечается на уровне 10–20%.

Тогда в чем же дело?! А дело в том, что снижение объемов наблюдается по двум самым грузоемким направлениям перевозок: Финляндии – на 5,4% и Польше – 6,7%. Только по этим направлениям, а также по Украине суммарная потеря объемов рынка (в сравнении с прошлым годом) составила около 0,6 млн т грузов. Несколько ниже уровня прошлого года выполняются грузоперевозки с такими странами, как Сербия, Словакия и Греция.

Если рассматривать другие секторы рынка, то необходимо особо выделить сохраняющуюся тенденцию значительного роста грузоперевозок на китайском направлении (+18%). В первую очередь это касается экспортных отгрузок из России, доля которых увеличилась до 63,5%. Объемы двусторонних автоперевозок с Китаем практически сравнялись с уровнем грузопотоков, имеющихся с Германией.

С удовлетворением можно отметить и рост перевозок в сообщении с Ираном – почти в 1,8 раза. Активно восстанавливаются грузопотоки с Турцией. Весьма высокие темпы роста объемов наблюдаются и со странами СНГ, в частности, с Арменией и Азербайджаном, а также (уже не первый год) с Грузией.

Достижением текущего года нужно признать дальнейшее укрепление позиций на рынке российского автотранспорта. Национальные перевозчики грузов сработали лучше конкурентов: за восемь месяцев они перевезли на 0,7 млн т грузов больше, чем их иностранные коллеги. Соответственно, доля российского транспорта на рынке несколько приросла, а на перевозках со странами ЕС составила около 53%. Российские предприятия выполнили объем перевозок в размере 9,7 млн т (+7,7%). При этом объемы по импорту возросли на 1,9%, а по экспорту – на 14,2%.

Отрадно, что удельный вес экспортных отгрузок достиг почти 50% общих объемов. Российским перевозчикам удалось существенно нарастить объемы по ключевым направлениям.

По целому ряду направлений росту доли участия российского транспорта способствовало положительное решение вопросов по увеличению на 2018 г. контингентов отдельных стран, а также по получению уже в течение года дополнительных иностранных разрешений. В частности, это касается Германии, Китая, Литвы и Франции.

Если рассмотреть другие направления, то необходимо отметить, что работа российских перевозчиков существенно активизировалась в сообщении с Турцией, Испанией и Швейцарией, а также с такими странами СНГ, как Молдова и Армения.

Потенциальные возможности по увеличению перевозок имеются в сообщении с Чехией. Однако долгое время попытки добиться выделения дополнительных чешских разрешений не достигали результата. В итоге возможности для прироста на данном рынке получили перевозчики третьих стран. В то же время достигнутая в текущем году договоренность с чешской стороной о дополнительной передаче чешских транзитных разрешений на второе полугодие 2018 г. и на 2019 г. создает неплохие условия для более эффективного использования в дальнейшем российскими перевозчиками чешского контингента в целом.

Повышается заинтересованность российских международных перевозчиков в расширении своего участия в выполнении перевозок грузов в/из третьих стран. Постоянно увеличивается их присутствие на рынке Евросоюза. За восемь месяцев текущего года национальным автотранспортом выполнено около 20 тыс. груженых рейсов в сообщении между странами–членами ЕС.

Выборочный анализ использованных российскими перевозчиками разрешений на третьи страны показывает, что наиболее популярными направлениями являются рейсы в сообщении между Литвой, Латвией, Польшей, Бельгией, Германией, Нидерландами, Францией.

Какова ситуация у иностранных конкурентов? Анализируя работу национальных перевозчиков стран отправления и назначения грузов (так называемых паритетных иностранных компаний), следует отметить, что выполняемые ими объемы перевозок грузов несколько увеличились (+2,2%). Однако это существенно ниже показателей в целом по рынку. На доставках импортных грузов в Россию их показатели упали почти на 5%. Поэтому имеющийся положительный итоговый результат обеспечен исключительно за счет наращивания перевозок грузов из России в свои страны, объем которых увеличился более чем на 9%.

Почти на всех наиболее грузоемких двусторонних направлениях российского рынка паритетные перевозчики соответствующих стран ЕС снизили объемы. В первую очередь это касается перевозчиков Польши, стран Балтии, Финляндии. В то же время сумели их нарастить перевозчики Чехии, Румынии, Словакии, а также Китая, большинства стран СНГ и Грузии.

Снижение объемов перевозок на российском рынке иностранными компаниями в двустороннем сообщении сопровождается определенной активизацией работы иностранного автотранспорта в перевозках грузов в сообщении между Россией и третьими странами. В результате доля перевозчиков третьих стран немного возросла – с 11,6% до 12,1%. Однако им не удалось потеснить российских перевозчиков с наиболее привлекательных и рентабельных двусторонних рынков основных грузообразующих стран Европы (Германии, Нидерландов, Бельгии, Италии и др.).

Изложенные тенденции на российском рынке международных автоперевозок должны сохраниться до конца текущего года. В то же время нужно иметь в виду, что в конце года не исключена возможность некоторого снижения положительной динамики перевозок российским транспортом в связи с дефицитом польских разрешений, необходимых для транзитного проезда в страны Западной Европы. Как известно, сегодня Минтранс России вынужден их квотировать. Но можно надеяться, что удастся положительно урегулировать этот вопрос, чтобы не допустить в декабре каких-либо серьезных срывов в работе на европейском направлении.

« »

Читайте также