bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Путь к «зеленому» транспорту

17.02.2022

Путь к «зеленому» транспорту

Операторы автомобильного транспорта находятся в самом центре экологической трансформации ЕС. Они прекрасно знают о своих обязательствах и готовы принимать меры по декарбонизации. Но технологии производства альтернативных видов топлива для большегрузных автомобилей с нулевым уровнем выбросов и развитие сопутствующей инфраструктуры все еще находятся на самой ранней стадии развития.

Экологическая трансформация, которая произойдет в ближайшие десятилетия, потребует огромных усилий от транспортных предприятий ЕС, численность которых приближается к миллиону и которые управляют более 35 млн транспортных средств – из них порядка 7 млн большегрузных автомобилей.

Несмотря на то что в секторе есть четкое понимание необходимости декарбонизации, изменения не произойдут, если не выполнить три основных условия:

  • транспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива (как малотоннажного, так и большегрузного коммерческого транспорта) должно быть достаточно;
  • инфраструктура для альтернативных видов топлива должна быть работоспособной и развитой;
  • альтернативные виды топлива (включая водород и электроэнергию) должны быть постоянно и стабильно доступны.

Если два первых условия не будут выполнены одновременно во всех странах ЕС, транспортные операторы не смогут адаптироваться. Если не будет выполнено третье условие, на рынке транспортных услуг могут возникнуть серьезные перебои, даже если миллионы транспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива, уже будут задействованы в перевозках.

Сектору автомобильного транспорта, который обслуживает самые разные категории потребителей, необходимо внедрить целый ряд решений – от автомобилей на водороде и электромобилей до транспортных средств на возобновляемых видах энергии и биотопливе.

Европейская комиссия выдвинула предложение о пересмотре Регламента ЕС о развертывании инфраструктуры для альтернативных видов топлива (AFIR). Это важное условие успешной декарбонизации, которое дополнят другие меры, предусмотренные пакетом Fit for 55, – пересмотр режима налогообложения энергоносителей (ETD) и включение автомобильного транспорта в схему торговли выбросами (ETS).

А пока эти три важных условия успешной декарбонизации не выполнены, с учетом очень широких рабочих задач сектора крайне важно реализовать соответствующие переходные решения и обеспечить широкий выбор видов топлива.

Экологизация отрасли международных автоперевозок потребует огромных денежных вливаний. Сектор, представленный преимущественно малыми и средними предприятиями, в парке которых в среднем менее пяти автомобилей, без должной поддержки не осилит адаптацию.

Помимо финансовой помощи на приобретение транспортных средств, действенной мерой станет стимулирование экологизации автомобильного транспорта при помощи «умных» налогов и сборов, действующих на уровне ЕС. Этого невозможно добиться, приняв предложения пакета Fit for 55 о налогообложении энергоносителей и торговле выбросами автомобильного транспорта в их нынешнем виде.

В сравнении с малотоннажными автомобилями, например, личным транспортом, технологии производства большегрузных автомобилей, которые позволяют добиться нулевого уровня выбросов, развиваются куда медленнее. Даже самые оптимистичные прогнозы автомобилестроительных предприятий указывают на то, что темпы производства грузового транспорта с нулевым уровнем выбросов нельзя нарастить достаточно быстро для замены 7 млн европейских большегрузных автомобилей. С учетом текущего прогресса можно предположить, что та же проблема замедлит замену десятков миллионов малотоннажных грузовых автомобилей на европейских дорогах.

Несмотря на низкие темпы разработки технических решений для большегрузного транспорта, в недавно опубликованном докладе Европарламента предлагается сократить сроки внедрения ETS для коммерческого транспорта, предоставив странам ЕС возможность отложить на два года продажу топлива частным клиентам.

Успешная реализация планов ЕС по декарбонизации автомобильного транспорта зависит от синхронности и мер стимулирования. Транспортные средства, топливная инфраструктура и альтернативные виды топлива – все это должно внедряться согласованно.

« »

Читайте также