Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Учиться думать «кластерно»

22.07.2019

Учиться думать «кластерно»

О значимой роли кластеров в повышении конкурентоспособности национальной экономики в западных странах начали говорить еще несколько десятилетий назад, а в настоящее время эти идеи успели подтвердить свою жизнеспособность успешной практикой. Постепенно процессы кластерного развития бизнеса набирают обороты и в нашей стране. Один из примеров – создание первого транспортного кластера под Минском. Ориентированный на малый и средний бизнес, он призван стать эффективным инструментом поддержки своих ключевых участников – международных автомобильных перевозчиков. Более того, по мнению инициаторов проекта, кластерная модель развития положительно скажется не только на экономике группы предприятий, поставляющих транспортные услуги на экспорт, но и на развитии региона и транспортной отрасли в целом.

  • В мировой практике создание кластеров является действенным методом поддержки малого бизнеса, а в условиях глобализации кластерная модель стала консолидирующей силой, направляющей предприятия на достижение максимальной эффективности и получение значимых конкурентных преимуществ.

Экономическая «точка роста»

В Беларуси с 2007 года провозглашен курс перехода национальной экономики на путь инновационного развития. Одним из его перспективных направлений является внедрение в практику хозяйствования и управления модели развития, предполагающей такую форму интеграции науки, образования и производства, как кластеры. Новой «вехой» этого процесса в нашей стране стало принятие в 2014-м Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров. В документе прописаны направления государственной кластерной политики и такие основные задачи, как изучение имеющихся в стране условий и предпосылок для кластерного развития национальной экономики, а также выявление проблемных вопросов, препятствующих формированию кластеров.

Функции реализации государственной кластерной политики возложены на Министерство экономики, на региональном уровне ее осуществляют облисполкомы и власти Минска. При этом в Беларуси, как и в подавляющем большинстве других стран, акцент сделан на региональный аспект процесса кластеризации, поскольку именно для региональной экономики кластеры выступают так называемыми «точками роста».

Активной популяризацией и продвижением такой модели развития бизнеса занимаются профессиональные объединения и ассоциации. В 2018 году Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского был запущен проект «Внедрение кластерной системы в Беларуси». По мнению директора бизнес-союза Жанны Тарасевич, формирование кластеров является актуальной задачей для нашей страны, поскольку помогает предприятиям влиться в цепочки добавленной стоимости, причем не только в пределах национальной экономики, но и в формате внешнеэкономической деятельности. В кластерах наряду с ведущим контрактором (ядром кластера) остальные участники работают и развиваются на равных, на условиях доверия и взаимного сотрудничества.

  • Кластер (англ. cluster) – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.

Территория поддержки

Очевидно, идея кластеризации стала овладевать умами наиболее продвинутых представителей белорусской деловой среды. Что, в принципе, и понятно. Ведь в нынешней экономической ситуации кластерные инициативы видятся вполне действенным инструментом повышения конкурентоспособности.

В Минском районе создается транспортный кластер, аналогов которому в стране пока не существует. О принципах работы и преимуществах кластерной модели развития бизнеса один из инициаторов проекта бизнесмен Вячеслав Довнар может говорить бесконечно. В сфере международных грузоперевозок он около тридцати лет и хорошо знает проблемы малого бизнеса.

– На этом рынке небольшим предприятиям сегодня непросто: существует высокая конкуренция со стороны как крупных отечественных игроков, так и сопредельных государств, по-прежнему актуальна проблема нехватки разрешений третьих стран. Далеко не все перевозчики с парком в 5-25 машин могут позволить себе штат квалифицированных специалистов, иметь собственные ремонтные площади и складские помещения, – рассказывает бизнесмен-транспортник. – Нет возможности получить доступные заемные ресурсы, скидки на запчасти, топливо и услуги, которые имеют большие компании. Усугубляет ситуацию нехватка водительских кадров и как результат – непредвиденные простои. В то же время требования к международным перевозчикам в ЕС и ЕАЭС с каждым годом только растут. Они должны иметь современный подвижной состав, транспортно-информационное оборудование, подготовленных водителей…

Так появилась идея создания кластера. Объединившись под одной крышей, перевозчики получат дополнительные возможности, обещают организаторы. Во-первых, доступ к качественным и более дешевым услугам обслуживающих кластер компаний. Во-вторых, ряд налоговых льгот, которые направлены на стимулирование предпринимательской деятельности в малых городах и сельской местности в соответствии с президентским Декретом № 6. В некоторых случаях компании могут рассчитывать на господдержку в рамках Указов № 255 от 21 мая 2009 г. и № 357 от 7 августа 2012 г.

Снижение затрат и независимость

Все необходимые условия для прихода ключевых (генеральных) партнеров проекта – малых и средних международных автоперевозчиков – то есть тех, для кого он, собственно, и создавался, по словам Вячеслава Довнара, уже есть. На первом этапе кластер готов разместить 15-25 фирм с общим парком 500 автопоездов, которые составят основной костяк.

Три месяца назад было зарегистрировано предприятие ООО «Центр кластерного развития» (среди учредителей – ООО «Оствесттранскар» и ООО «ДВ-Сервис плюс», одним из кураторов проекта выступает известный в транспортной отрасли Вячеслав Ложечник). Подписаны соглашения о сотрудничестве с 45 компаниями, которые будут оказывать перевозчикам и остальным его участникам всевозможные услуги.

Инфраструктура кластера включает в себя 220 офисных рабочих мест, 10 отапливаемых боксов для ремонта автотехники, пять складских помещений общей площадью 500 кв. м, стоянку на 150-200 автопоездов.

Планируется, что с учетом водителей и работников охранных, ремонтных, хозяйственных служб ежедневно на территории предприятия будет трудиться порядка 400 человек. Всего, по предварительным подсчетам, в кластере будет участвовать не менее тысячи специалистов разных профилей.

Разумеется, наиболее важным является вопрос тех преимуществ, которые получит малый бизнес, придя в кластер. Одно из очевидных – экономия на затратах.

– Дело в том, что перевозчики вынуждены тратить много времени и средств на прохождение техосмотров, ремонт техники , поездки в офисы различных организацией за документами (дозволами, страховками, книжками МДП и т.д.), – рассуждает Вячеслав Довнар. – В кластере будут работать обслуживающие компании, предоставляющие бухгалтерские, юридические, экспедиторские, банковские, лизинговые, страховые, аудиторские услуги, налоговое консультирование и прочее. Это уже позволит сократить расходы на содержание штата сотрудников. Есть задумка создать единую посыльную службу, которая будет заниматься получением и отправкой документов, что сэкономит перевозчикам уйму времени.

Кроме того, участники кластера смогут получать скидки на топливо, техобслуживание и ремонт подвижного состава. По приблизительным подсчетам, это позволит сократить себестоимость одной перевозки на 5-12% и тем самым сохранить перевозчику 250-500 долларов США с автопоезда в месяц.

Однако наиболее существенную экономию, по мнению организаторов, транспортные компании смогут получить за счет сокращения простоев и высокой выработки каждым автопоездом благодаря возможности аутсорсинга водительских услуг в рамках кластера. Если в небольшой компании водитель ушел на больничный или у него закончилась виза – все, машина останавливается. В то время как для бизнеса сутки простоя означают недополучение 300-400 долларов США валютной выручки. Пяти дней – порядка двух тысяч. И если в месяц на каждом автопоезде перевозчик сможет сократить простои хотя бы на два дня, то общая экономия (на 500 автопоездов) составит 300 тыс. долларов США. Это размер валютной выручки, которая увеличится в среднем по кластеру за один месяц. А за год? При этом в валютной выручке содержится чистая прибыль, которая сильно влияет на конкурентоспособность бизнеса.

Это еще не все. Большое внимание в кластере будет уделяться внедрению научных разработок и новейших информационных технологий. В планах создать на его территории филиалы кафедр БНТУ, а совместно еще и с НАН Беларуси – научно-технический центр.

Таким образом, говорят инициаторы проекта, участие в кластере гарантирует предприятиям более высокую рентабельность, экономическую безопасность, доступ к научным разработкам и новейшим информационным технологиям, и в тоже время – независимость друг от друга.

Транзит и другие планы

Однако на этом развитие кластера не остановится. Вторым этапом станет создание в нем условий для обслуживания международного транспорта и транзита.

– Перед нами стоит две задачи: первая – предоставить комфортное существование и все преимущества кластера малым белорусским перевозчикам и обслуживающим их компаниям, вторая – оказание услуг транзитному транспорту, – поделился планами Вячеслав Довнар.

Весьма благоприятствует выгодная территориальная дислокация – на трассе М14/МКАД-2, маршрут следования международных фур в скандинавско-прибалтийском направлении. Кроме того, как ожидается, после завершения реконструкции участка МКАД-2 от Кургана Славы до Острошицкого Городка здесь пойдет поток большегруза из России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и других стран.

Создатели кластера уже приступили к обсуждению с одной топливной компанией совместного проекта по созданию объекта придорожного сервиса европейского уровня в 2020-2021 годах. Гостиница, заправки, стоянки, кафе и магазины станут частью кластера. Иностранные водители смогут не только заправиться, отдохнуть и отремонтироваться, но и оформить таможенные и транспортные документы, получить медицинскую помощь, туристические и каршеринговые услуги.

– В настоящее время бизнес-инициатива по созданию транспортного кластера предоставляет возможность компаниям пользоваться только теми льготами, которые предусмотрены для бизнеса в сельской местности. С этой точки зрения более привилегированной территории не найти, – уверен Вячеслав Довнар.

И все же большие надежды организаторы проекта возлагают на получение предприятием официального статуса кластера. Есть шанс, что это позволит рассчитывать на дополнительные преференции, например, установление для кластера льготного налогового периода.

– Хотелось бы также, чтобы участникам проекта оказали поддержку финансовые фонды, работающие с малым и средним бизнесом, такие как ЕБРР и Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, – надеются здесь. – Это позволит решить нашим компаниям проблему с доступом к заемным средствам. Очень важно, чтобы у перевозчиков появилась возможность обновляться, приобретать современную технику на таких же выгодных условиях, которые имеют большие компании.

Впрочем, идейный вдохновитель проекта Вячеслав Довнар в успехе начинания нисколько не сомневается. Считает его потенциал невероятно огромным – если будет поддержка властей и желание, конечно, самих перевозчиков:

– Сегодня нет ни одного места в Беларуси, а возможно, и на всем пространстве СНГ, где перевозчик может получить такой широкий спектр услуг. Большой опыт в транспортном бизнесе позволяет видеть пользу, которую принесет кластер. Экономическую выгоду получат все его участники, – констатирует В. Довнар.

Доверие и общая цель

Опыт развития кластерной системы в Европе действительно весьма успешен. Например, в Польше в настоящее время действует порядка 135 кластеров, почти равномерно распределенных по всей территории. В них объединены около 6% (в некоторых регионах показатель достигает 10%) всех предприятий.

При этом, отмечают эксперты, в стране нет ни одного законодательного акта, регламентирующего создание и развитие кластеров. Помощь со стороны государства выражается в формировании благоприятной среды для развития предпринимательства, снижении уровня местных налогов и софинансировании важных мероприятий (например, участие в международных выставках).

Кластер представляет собой подвижную структуру: предприятия не обязывают вступать и не удерживают при выходе. В основе лежит доверие и взаимодействие для решения какой-либо проблемы, насущной для всех участников. Он формулирует для себя миссию и цели, разрабатывает стратегию развития, проводит аналитическую и исследовательскую работу, создает платформу для совместной деятельности.

Сотрудничество в рамках кластера чаще всего связано с маркетинговыми исследованиями, продвижением на внешних рынках или лоббированием на уровне национальных властей. Это может также означать для предприятий специализированные и более дешевые производственные факторы, повышение способности к инновациям, совместное использование машинного парка и более легкий доступ к внешнему финансированию.

В то же время возникает закономерный вопрос: как возможно сотрудничество фирм, порою конкурирующих между собой? Польский опыт показывает, что совместная деятельность участников кластера становится возможной лишь тогда, когда их интересы начинают удовлетворяться лучше, чем в условиях индивидуальной деятельности. Это может произойти далеко не сразу, поскольку расширение и углубление кооперации основано не только на ожидаемой выгоде, но и на достигнутом уровне доверия сторон друг к другу. Однако зачастую именно это представляет существенную проблему.

____________________________

МНЕНИЕ

Жанна Тарасевич, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского:

– Первый этап нашего проекта «Внедрение кластерной системы в Беларуси» в 2018 году носил, в основном, просветительский характер, причем, преимущественно среди местных органов власти. Кластеры – это территориальное формирование, поэтому необходимо отталкиваться от предпринимательских структур, которые находятся на одной территории – раз, в рамках одной или нескольких сопряженных отраслей – два.

Согласно зарубежному опыту, в 20% случаев кластеры создаются «сверху-вниз», в 80% – «снизу-вверх», то есть когда есть инициатива непосредственно со стороны бизнеса. В нашей стране, как показала практика, возможны оба варианта.

По данным Минэкономики, в 2018 году в Беларуси насчитывалось 8 кластерных инициатив. В нынешнем году появились еще две – это проект транспортного кластера в Минском районе и сельскохозяйственного кластера в Оршанском районе.

В числе наиболее показательных белорусских кластеров можно назвать сформировавшийся в 2017 году Новополоцкий нефтехимический кластер, в который вовлечены Полоцкий государственный университет, Новополоцкий горисполком и ОАО «Нафтан», а также медико-фармацевтический кластер в Витебске (создан в 2015 году).

Стоит отметить, что формирование кластера – процесс достаточно длительный. Допустим, в Швеции, где кластерами покрыта значительная часть территории страны, от появления кластерной инициативы до функционирования кластера в его классическом понимании проходило порядка 15 лет. У Польши, которая проходила этот путь базируясь уже на опыте других европейских стран, уходило 7-8 лет. По мнению иностранных экспертов, которые оценивали условия и потенциал нашей страны, в Беларуси процесс создания кластера может занимать от 3 до 5 лет.

В прошлом году по запросу Минэкономики каждая область разработала свою стратегию развития, где в различных отраслях были определены «точки роста», основанные на потенциальных кластерных инициативах. Поэтому в 2019 году в рамках второго этапа запущенного Бизнес-союзом проекта основное внимание будет акцентироваться на просветительской работе с бизнесом, что, возможно, даст толчок этим «точкам роста».

Конечно, сам бизнес должен понять, что именно кластерная модель развития поможет ему в повышении конкурентоспособности. При этом самым важным в кластере является вопрос доверия: насколько бизнесы в одной отрасли или на одной территории могут доверять друг другу и не быть конкурентами.

Инесса ГЕРМАНЧУК, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также