bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

УЭО в новом формате

19.12.2019

УЭО в новом формате

Истекает двухлетний срок (переходный период), предусмотренный пунктом 1 статьи 465 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в течение которого юридические лица, которым статус уполномоченного экономического оператора присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, сохраняли его и могли использовать специальные упрощения. Планирующим осуществлять деятельность в качестве УЭО необходимо было подать заявление о включении в реестр с получением одного из трех типов свидетельства. В противном случае с 1 января 2020 года они утрачивают статус и исключаются из реестра УЭО.

Со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС институт уполномоченных экономических операторов был существенно преобразован. Приближение его статуса к общемировым стандартам и трендам расширило список преимуществ, но одновременно повысило требования к соискателям. Количество специальных упрощений увеличено с трех до 16, которые распределены по трем типам свидетельств, что дает возможность выбрать наиболее приемлемые в зависимости от осуществляемой деятельности.

Условия получения свидетельства уполномоченного экономического оператора определены нормами главы 61 ТК ЕАЭС и приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании».

Независимо от того, какой тип свидетельства выберет УЭО для целей включения в реестр, он должен соответствовать условиям, которые являются общими для всех типов. Они определены пунктами 55–57 Указа № 490. Это:

  • отсутствие фактов привлечения в Республике Беларусь юридического лица к административной ответственности в течение одного года до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр УЭО за административные таможенные правонарушения, повлекшие конфискацию товаров, и (или) взыскание их стоимости, и (или) наложение административных штрафов на общую сумму не менее 250 базовых величин;
  • отсутствие фактов привлечения в Республике Беларусь физических лиц государств – членов ЕАЭС, являющихся акционерами юридического лица, имеющими 10 и более процентов акций юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами, к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 209, 210, 224, 225, 228–231, 233–235, 238–243, 2611, 3281 и 3331 Уголовного кодекса Республики Беларусь;
  • юридическое лицо на дату подачи заявления о включении в реестр УЭО и в период рассмотрения не находилось в стадии реорганизации (за исключением преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц либо присоединения к нему другого юридического лица), ликвидации либо банкротства.

Включение юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа осуществляется при соблюдении условий, установленных в подпунктах 1–7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС. Одним из таковых является обеспечение исполнения обязанностей УЭО, предоставленное в соответствии со статьей 436 ТК ЕАЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС). Согласно пункту 12 статьи 436 ТК ЕАЭС при включении в реестр с выдачей свидетельства первого типа обеспечение исполнения обязанностей УЭО предоставляется в размере, эквивалентном не менее чем 1 млн евро.

Согласно пункту 4 статьи 465 ТК ЕАЭС при включении юридического лица, которому статус УЭО был присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, в реестр с выдачей свидетельства первого типа обеспечение исполнения обязанностей УЭО предоставляется с учетом следующего. В случае если свидетельство о включении в реестр не приостанавливалось в течение двух лет, исполнение обязанностей УЭО обеспечивается в размере, эквивалентном не менее чем 700 тысячам евро; четырех лет – не менее чем 500 тысячам евро; пяти лет – не менее чем 300 тысячам евро; шести лет – не менее чем 150 тысячам евро.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное с целью получения статуса УЭО, признается в качестве обеспечения исполнения обязанностей при включении такого лица в реестр в соответствии с ТК ЕАЭС по курсу валют, действовавшему на день предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС (пункт 4 статьи 465 ТК ЕАЭС).

Необходимо помнить, что днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, претендующими на присвоение статуса УЭО, согласно пункту 4 статьи 108 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» считается день:

– внесения денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет, открываемый Министерству финансов в белорусских рублях в Национальном банке для зачисления платежей в бюджет, контроль за которыми осуществляется таможенными органами;

– заключения договора поручительства;

– заключения договора о залоге имущества;

– выдачи банковской гарантии.

Поэтому для включения в реестр УЭО с выдачей свидетельства первого типа организацией может быть использовано ранее предоставленное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Включение юридического лица в реестр УЭО с выдачей свидетельства второго типа осуществляется при соблюдении условий, установленных в подпунктах 1, 3–7 пункта 1, подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 433 ТК ЕАЭС, а также при условии:

  • предоставления в таможенный орган подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя) либо государственным органом, осуществляющим государственное регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности – в случае если финансовая устойчивость этого юридического лица соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 ТК ЕАЭС;
  • предоставления юридическим лицом, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, обеспечения исполнения обязанностей УЭО на сумму, эквивалентную не менее чем 150 тысячам евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком на день регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр УЭО – в случае если финансовая устойчивость не соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 ТК ЕАЭС.

Значение финансовой устойчивости определяется в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр». При этом значение совокупного показателя финансовой устойчивости должно быть не менее 50 баллов для включения в реестр УЭО.

Включение юридического лица в реестр УЭО с выдачей свидетельства третьего типа осуществляется при соблюдении условий, установленных в подпунктах 1, 3–7 пункта 1, подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 433 ТК ЕАЭС, а также следующих условий:

  • соответствие финансовой устойчивости значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 ТК ЕАЭС;
  • предоставление в таможенный орган подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя) либо государственным органом, осуществляющим государственное регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

а также одного из нижеуказанных условий:

  • юридическое лицо включено в реестр УЭО с выдачей свидетельства первого или второго типа в течение не менее двух лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр УЭО с учетом положений подпункта 1 пункта 5 статьи 433 ТК ЕАЭС;
  • юридическое лицо, которому статус УЭО присвоен в соответствии с ТК ТС и принятым в соответствии с ним законодательством о таможенном регулировании, находится в реестре УЭО не менее двух лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр УЭО.

В зависимости от типа свидетельства УЭО юридическое лицо вправе пользоваться специальными упрощениями, под которыми понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля и иные особенности применения положений ТК ЕАЭС.

Свидетельство первого типа дает право на:

— совершение таможенных операций, связанных с прибытием/убытием товаров на/с таможенной территории ЕАЭС, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке;

— непредоставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает УЭО, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, когда такое обеспечение является условием выпуска товаров;

— непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает УЭО, до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо при назначении таможенной экспертизы;

— выпуск товаров до подачи декларации на товары;

— проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

— признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных УЭО на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части;

— неустановление маршрута доставки в отношении товаров, перевозимых УЭО;

— приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;

— осуществление перевозчиком, являющимся УЭО, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории ЕАЭС, за исключением товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или без его уведомления.

Свидетельство второго типа дает право на:

– временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО товаров уполномоченного экономического оператора;

– временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО товаров лиц, не являющихся УЭО;

– доставку товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок);

– проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО;

– совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории Республики Беларусь;

– проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

— применение средств идентификации, используемых таможенными органами в порядке, определенном ЕЭК;

– непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает УЭО, до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо при назначении таможенной экспертизы;

– выпуск товаров до подачи декларации на товары;

– непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при их отсрочке на срок не более одного месяца со дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если УЭО выступает декларантом товаров.

Свидетельство третьего типа дает право пользоваться всеми специальными упрощениями, предусмотренными свидетельствами первого и второго типа.

Людмила ДРОЗД, эксперт по вопросам обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей

  • В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС расширен круг имеющих право получить статус уполномоченного экономического оператора. В него вошли все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государств – членов Союза и задействованные в организации внешнеэкономической деятельности: декларанты, таможенные представители, перевозчики, экспедиторы, владельцы таможенных и складов временного хранения. При этом они должны непосредственно осуществлять декларирование товаров, уплачивать таможенные пошлины и налоги от своего имени, то есть не являться посредниками.
  • По состоянию на ноябрь 2019 года 168 белорусских субъектов хозяйствования, работающих в статусе уполномоченных экономических операторов, прошли перерегистрацию в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и получили возможность пользоваться расширенным пакетом упрощений на всей территории ЕАЭС. Методические рекомендации по включению в реестр УЭО размещены на официальном сайте Государственного таможенного комитета customs.gov.by в подразделе «Бизнесменам» раздела «Участникам ВЭД».
  • Взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора с зарубежными коллегами позволит минимизировать степень таможенного контроля товаров, поставляемых между операторами, а также сместить акцент таможенного контроля на этап после выпуска.
  • Заявление о включении в реестр УЭО и прилагаемые к нему документы рассматриваются ГТК Республики Беларусь в течение срока, достаточного для проведения проверки содержащихся в них сведений и принятия решения о выдаче свидетельства либо об отказе в его выдаче, но не более 60 календарных дней со дня регистрации заявления о включении в реестр УЭО, а в случае проведения таможенной проверки – в срок, не превышающий 120 календарных дней. ГТК Республики Беларусь в день принятия решения о включении юридического лица в реестр УЭО уведомляет его одним из следующих способов: SMS; оповещение на мобильный номер с использованием глобальной компьютерной сети Интернет; направление сообщения на адрес электронной почты. Информация о принятом решении о включении юридического лица в реестр УЭО размещается на официальном сайте ГТК.
« »

Читайте также