SENT. Транзит по Польше
23.06.2020
Полтора года назад в Польше начали налагать существенные штрафы на международных автоперевозчиков, допустивших нарушение требований об обязательной передаче мониторинговой информации движения транспорта в государственную систему SENT при доставках горюче-смазочных материалов, спиртосодержащих продуктов, табака и прочих товаров. Казалось бы, прошедшего времени вполне достаточно, чтобы четко усвоить «правила игры». Однако нарушители встречаются, в том числе и среди белорусских транспортников. Незнание закона не освобождает от ответственности, а вот знание тонкостей законодательства зарубежных государств, по территории которых осуществляется транспортировка, не позволит оказаться в критической ситуации.
Согласно информации Ассоциации автомобильных перевозчиков Польши (ZMPD), система мониторинга автомобильных перевозок товаров SENT не распространяется на товары, следуемые по процедуре таможенного транзита (с использованием книжки МДП либо системы Т) через территорию страны, а также не применяется в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем на временном хранении, временном ввозе, переработке, реэкспорте. Также система SENT не действует в отношении товаров, вывозимых из Польши на экспорт за пределы Европейского союза с оформлением экспортной декларации и использованием при перевозке книжки МДП. В иных случаях к грузоперевозкам она будет применяться.
Главные задачи системы SENT – исключение важных для экономики Польши товаров из серой зоны незаконной торговли и контроль уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость. В перечень подлежащих мониторингу грузов входят нефть и нефтепродукты, в том числе бензин, дизельное топливо, топочный мазут, смазочные материалы, масла (включая растительные), продукты, содержащие этиловый спирт, табак, химические препараты, хладагенты, пропан, бутан и их смеси.
Согласно закону при организации всей цепочки доставки необходимо соблюдать определенные требования. Дополнительные обязательства налагаются как на грузоотправителей и грузополучателей, так и на осуществляющих доставку перевозчиков.
Если перевозка начинается на территории Польши, то грузоотправитель должен отправить данные о ней в реестр заявок SENT, получить ссылочный номер и передать его перевозчику. Если в другом государстве Евросоюза или на территории третьей страны и осуществляется через Польшу, то отправить заявку в реестр SENT обязан грузополучатель, который также должен передать ссылочный номер.
Самым ответственным для перевозчика является транзит через Польшу. В этом случае именно он подает заявку в реестр SENT до начала перевозки товара на территории Польши и обязан получить на нее ссылочный номер.
Система мониторинга распространяется также на железнодорожные и интермодальные перевозки. Отличие заключается в том, что при отсутствии ссылочного номера, документа, который заменяет заявку, и документа межскладского перемещения на водителя автотранспортного средства будет наложен штраф. Машинисты железнодорожного транспорта не несут ответственности за такое нарушение.
Наиболее часто на иностранных перевозчиков налагается штраф за невнесение дополнений в заявку, полученную от грузоотправителя или грузополучателя. Он может достигать 10 тысяч злотых.
Если перевозчик не доставил товар в указанное в заявке место, предусмотрена ответственность в размере 100 тысяч злотых. Это позволяет исключить или максимально ограничить возможность фиктивного вывоза товара за пределы Польши.
Следующим важным моментом в системе мониторинга SENT является внедрение встроенных в мобильные устройства геолокационных систем и внешних систем определения местоположения транспортного средства, перевозящего по территории Польши подпадающие под ограничения товары. Это может быть GPS-трекер, планшет или телефон с установленным на него приложением SENT GEO, внешняя геолокационная система. Кстати, SENT GEO можно бесплатно скачать в Google Play и App Store.
За невыполнение обязанностей, касающихся использования систем определения местоположения транспортного средства, перевозчик заплатит штраф в размере 10 тысяч злотых, водитель – от 5 до 7,5 тысячи. Следовательно, если GPS-трекер или другое устройство неисправны в течение часа, водитель должен немедленно остановиться до полного устранения возникшей проблемы.
Как правило, именно иностранные перевозчики особенно подвержены риску получения больших штрафов во время транзита, экспорта и импорта товаров, подлежащих мониторингу. Закон о системе SENT действует только на территории Польши, поэтому они могут не знать всех нюансов, касающихся соблюдения его требований.
Во избежание наказания, задержания товара или транспортного средства вместе с грузом очень важно помнить о необходимости актуализации данных в высланных заявках. К сожалению, в некоторых случаях задерживается сразу несколько автомобилей одного перевозчика, за каждый из которых нужно заплатить штраф в размере 10 тысяч злотых, чтобы продолжить перевозку.
Следует учитывать, что штрафы за несоблюдение закона о системе мониторинга SENT могут достигать 100 тысяч злотых, а то и почти половины стоимости перевозимых товаров.