bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Оптимистичное завтра

11.04.2024

Оптимистичное завтра

В условиях санкционных ограничений своей деятельности международные автоперевозчики Гродненского региона находят новые направления и рынки для осуществления доставок грузов. Они активно используют процедуру перецепки и перегрузки в специально установленных местах на погранпереходах с ЕС, наращивают объемы в Турцию, Грузию, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Иран и Россию. Несмотря на все сложности, перестроение логистических процессов и подходов, предприятия-перевозчики обеспечивают поступление экспортной выручки, сохраняют конкурентоспособность и подвижной состав.

На заседании Гродненского регионального совета членов «БАМАП» председатель ассоциации Николай Боровой обратил внимание, что белорусские международные перевозчики наращивают объемы, восстанавливают былые позиции. За два месяца грузооборот вырос более чем на 5%. Вместе с тем отмечается снижение численности парка, а также выручки, которая влияет на доходность предприятий. По словам руководителя некоммерческого профессионального объединения, в течение полутора лет после введения санкций перевозчики смогли вписаться в новое распределение товаров и транспортных услуг, осваивают доставки экспортных грузов в Турцию, Пакистан, Афганистан.

В прошлом году был подписан меморандум о создании мультимодального коридора, в который войдут пять стран, в том числе и Беларусь.

– Свободная экономическая зона формируется в районе Термеза и располагает достаточно высоким объемом площадей. Мы же имеем серьезный опыт по перегрузке и перецепке, подготовленные кадры и транспорт, можем и готовы работать по новым направлениям, в том числе по странам «дальней дуги», – отметил спикер.

Важной задачей видится обновление подвижного состава. Это позволит сохранять качество работы, требования клиентов по обеспечению непрерывности цепочек поставок. Здесь на первом плане – финансовые возможности и условия приобретения техники с учетом принятого 18 марта постановления Совмина № 185, которым повышены ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств. Ассоциация «БАМАП» нацеливает перевозчиков на тесное и конструктивное взаимодействие с банками и лизинговыми компаниями для выработки оптимальных предложений по финансированию, а также с отечественным автопроизводителем грузовой техники – Минским автозаводом.

Экспорт транспортных услуг перевозчиков Гродненской области преимущественно ориентирован на поставки в Россию – порядка 80%. Ставки в этом направлении, по информации директора представительства Ассоциации «БАМАП» в г. Гродно Евгения Яцукевича, поднялись в российских рублях на 20–30%. И если в прошлом основным доходом (выручкой) являлись доставки по импорту, то сейчас ровно наоборот. При этом значительно возросли затраты, связанные с эксплуатацией подвижного состава. Не всегда удается покрывать расходы на выполнение транспортной работы. Из-за низкой маржинальности снизилась конкурентоспособность. Рентабельность деятельности предприятий, работающих на направлении в РФ, по итогам прошлого года составила от 1 до 5%.

– Самым перспективным рынком является Китай. Однако не так много экспорта на тентованные машины из Беларуси и импорта в нашу страну, – отметил Евгений Яцукевич. – В основном это – перевозки из/в Россию, для чего нужны разрешения в/из третьих стран. При этом рефрижераторов в нашем регионе относительно брестского и минского очень мало.

Анализируя положение дел, он отметил увеличение доли импорта транспортных услуг. Причин несколько. Многие крупные производители продают свою продукцию на условиях самовывоза, тогда как эту работу могли бы выполнить белорусские транспортники и уплатить налоги в бюджет своего государства. Для более полного задействования собственного подвижного состава ряд перевозчиков создали предприятия в России, Польше, Казахстане. Из-за постоянного уменьшения квоты российских «дазволов» небольшие компании были вытеснены с рынка доставок в/из третьих стран, и немало водителей теперь трудоустроены за пределами Республики Беларусь, в том числе из-за сложностей работы на новых направлениях, например, в Китай, Таджикистан, Турцию.

Представительством Ассоциации «БАМАП» в г. Гродно совместно с органами власти и областным союзом нанимателей ведется работа по более широкому привлечению отечественных перевозчиков к вывозу экспортной продукции белорусских производителей. Осуществлялись мониторинги оформления транспортных средств в автодорожных пунктах пропуска, проводились совместные совещания по взаимодействию транспортных и логистических операторов. На заседаниях общественно-консультативного совета при Гродненской региональной таможне, совета по развитию предпринимательства при облисполкоме регулярно поднимались насущные вопросы международных автомобильных перевозок.

Налажено взаимодействие с промышленными предприятиями региона по привлечению белорусских перевозчиков для вывоза готовой продукции. Положительный результат дает участие в проведении конкурсных торгов на оказание транспортных услуг, в том числе для ОАО «Гродно Азот», Гродненской табачной фабрики «Неман». Очень активно идет продвижение проектов Ассоциации «БАМАП», направленных на снижение затрат транспортных организаций при приобретении топлива, шин, запчастей.

Одна из насущных проблем – отток квалифицированных кадров, что влияет на эффективность использования подвижного состава. Региональное представительство поддерживает тесную связь со Скидельским государственным профессиональным сельскохозяйственным колледжем, где ведется подготовка водителей-международников, занимается вопросами трудоустройства учащихся. На базе ОДО «ТТС КристаллТранс» проходят производственную практику обучающиеся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств».

В заседании регионального совета приняли участие представители различных структур и ведомств. О логистическом потенциале свободной экономической зоны «Гродноинвест», на базе которой проводилось мероприятие, рассказала заместитель главы администрации Ольга Свентицкая. Здесь сосредоточена четверть всего производства региона, более 40% – экспорта. Международные перевозчики получили информацию о предприятиях-резидентах и направлениях их деятельности для возможного взаимодействия в доставке продукции по экспорту-импорту.

Начальник филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Сергей Предков сообщил о контрольной деятельности в сфере автомобильных перевозок, выявленных нарушениях. На совершении таможенных операций в рамках реализации постановления Совета Министров № 247 по перецепке и перегрузке остановился представитель Гродненской региональной таможни Владимир Климуть.

Международные перевозчики обсудили множество вопросов, в том числе по оптимизации налогового законодательства, организации условий для водителей на площадке возле пункта пропуска «Каменный Лог».

Если говорить не о членах Ассоциации «БАМАП», а вообще о транспорте, который обслуживает международный сектор, то в Гродненской области больше всего «потеряно» подвижного состава: снижение на 28%, или около 900 автомобилей. При этом экономика региона демонстрирует рост. Заявленные инвестиции только в СЭЗ «Гродноинвест» дадут дополнительные объемы, а также прирост 240 рабочих мест. Оптимистичный посыл для международных перевозчиков Гродненщины в плане увеличения возможностей доставок.

Светлана СМОЛЕЙ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также