Таможня опережает время
12.04.2021
Ускорение прохождения границы без снижения контроля за недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, сокращение административных процедур и другие подходы определены стратегией таможенных органов Беларуси до 2025 года.
На постоянной основе или в пилотном режиме сегодня в республике реализуется ряд нововведений, которые максимально ориентированы на открытость таможни и снятие барьеров при условии обеспечения экономической безопасности страны. Так, в целях ускорения прохождения импорта внедряется проект по совершению таможенных операций через центр электронного декларирования. Информационная система удаленно распределяет поступающие декларации в зависимости от загруженности на конкретный момент внутренних пунктов таможенного оформления. В нововведении участвуют 19 ВПТО во всех областях, до конца года планируется увеличить их количество до 22.
– Результат оказался даже лучше ожидаемого, – констатирует председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский. – К примеру, если раньше в одном пункте инспектор оформлял 6–8 деклараций, а в другом – 30–35 в период пиковых нагрузок, то сейчас в среднем по всем пунктам через инспектора проходит 20–25 деклараций. Уравняв нагрузку, мы сократили время оформления, что положительно оценивается участниками внешнеэкономической деятельности.
В ГТК Беларуси привели такую статистику. Если пять лет назад время выпуска 90% партий экспортных товаров достигало часа, то сегодня не превышает 5 минут. На транзитные грузы в 93 случаях из 100 уходит не более 10 минут, тогда как в 2016-м этот показатель составлял до полутора часов. 90% деклараций на импорт выпускается теперь менее чем за два часа вместо восьми.
Сокращению времени способствуют цифровизация таможенных операций, оптимизация выполнения контрольных функций на границе и совместная с бизнесом реализация информационных и технологических проектов. В 2020-м автоматически было выпущено 330 тысяч таможенных деклараций – в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Почти две трети экспортных деклараций также оформлялось автоматически.
– Подготовлен стратегический документ развития таможенных органов до 2025 года, разработана дорожная карта реализации поставленных задач. Перспективные планы обсуждались не только с заинтересованными государственными органами, но и с бизнесом, непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности, – подчеркивает руководитель Государственного таможенного комитета.
- В прошлом году через белорусский участок таможенной границы ЕАЭС проследовало более 2,3 млн грузовых транспортных средств, общий поток увеличился на 9,5% относительно 2018-го. Объем перемещенных товаров вырос на 6,5% и составил почти 30 млн тонн, а с учетом железнодорожного транспорта – свыше 100 млн тонн. Транзит за три минувших года прибавил 7%.
Между белорусской таможней и Национальным банком заключено соглашение об информационном взаимодействии. Это позволило реализовать проект по принятию банковских гарантий в электронном виде. Уже половина таких документов представляется в цифровом формате.
Нововведение исключает физические контакты между участниками процесса и существенно оптимизирует процедуру. Положительным моментом стало сокращение времени для снятия ограничений по банковским гарантиям, что уменьшило финансовые издержки комиссионера, в том числе за счет оплаты пользования гарантией.
Информационное взаимодействие осуществляется сегодня в отношении банковских гарантий, которые предоставляются в качестве уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, и уполномоченного экономического оператора. Гарантии выполнения субъектами хозяйствования обязательств как поручителей перед таможенными органами также могут быть представлены банковскими гарантиями в электронном виде.
- На службе таможенных органов республики – четыре мобильных, один железнодорожный и пять стационарных инспекционно-досмотровых комплексов. Осмотр (сканирование) автосцепки занимает в среднем 10 минут, а эксплуатация ИДК приносит около 40 рублей дохода на один рубль затрат. Для сравнения: физический досмотр грузового транспортного средства может занимать до четырех часов. В 2020 году за счет использования инспекционно-досмотровых комплексов в доход государства поступило порядка 10 млн рублей, с их применением выявлено более 1750 нарушений.
С 1 марта вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь. Часть 1 статьи 15.5 КоАП (ранее 14.5) «Недекларирование либо представление недостоверных сведений о товарах» изложена в новой редакции:
«1. Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьями 15.1, 15.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, если это послужило или могло послужить основанием для освобождения от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, или занижения их размера, или неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь или международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения».
С учетом введенного квалифицирующего признака привлечь к ответственности за недекларирование товаров можно только в случае, если это послужило или могло послужить основанием для освобождения от уплаты взимаемых таможенными органами платежей, или занижения их размера, либо неприменения запретов и (или) ограничений. Данные изменения позволяют не привлекать к ответственности международного автомобильного перевозчика при так называемой пересортице.
В новой редакции изложена и статья 15.2 (ранее 14.2) «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров». В результате чего:
- снижен верхний предел административной ответственности с 50 до 30 базовых величин за недоставку находящихся под таможенным контролем товаров в установленное таможенным органом или определенное законодательством место на территории ЕАЭС, а также за их выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа иным лицам либо утрату, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.7 КоАП;
- исключена административная ответственность за утрату товаров вследствие их уничтожения, а также за утрату перевозчиком документов.
Кроме того, следует обратить внимание на следующие изменения в главе 15 Кодекса:
- увеличены нижний и верхний (с 10 до 15 базовых величин) пределы ответственности по статьям 15.10 «Несоблюдение порядка таможенного транзита», 15.11 «Проведение операций с товарами без разрешения таможенного органа», 15.12 «Изменение, удаление, уничтожение, замена, повреждение или утрата средств идентификации»;
- исключена административная ответственность, предусмотренная в ранее действовавшем КоАП статьями 14.11 «Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы», 14.15 «Нарушение требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем», 14.16 «Нарушение требований, предъявляемых к зонам таможенного контроля».
В последних числах прошедшего года в Беларуси принят Указ № 496, который направлен на реализацию соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Предусмотрено создание национальной системы информационной прослеживаемости производимых в республике, а также экспортируемых и импортируемых товаров. Цифровая платформа сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и связанных с их оборотом операциях будет реализовываться на основе обязательного составления субъектами хозяйствования электронных накладных, которые передаются через аттестованных в Беларуси EDI-провайдеров.
Владельцем и оператором комплекса обеспечения контроля сведений, предоставляемых Государственным таможенным комитетом, участниками внешнеэкономической деятельности и EDI-провайдерами, определено Министерство по налогам и сборам.
Указ № 496 будет способствовать повышению прозрачности оборота товаров и развитию добросовестной конкуренции, в том числе при экспорте на рынки государств – членов ЕАЭС. В настоящее время система электронного документооборота применяется на добровольной основе. По состоянию на ноябрь 2020 года к ней было подключено 1,6 тысячи субъектов хозяйствования, которыми формировалось более 3 млн накладных в год.
Журнал «Транспорт & Транзит»