С учетом новых технологических вызовов
28.10.2021
В РФ ведется работа над проектом Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035-го. Правительству дано поручение президента не позднее первого квартала будущего года подготовить детальный план ее реализации.
– Все наши планы, проекты, программы в сфере транспорта должны преследовать главную цель – повышение качества жизни граждан, чтобы она была более комфортной и удобной. Нужно, чтобы каждый человек видел, как, в какие сроки будут решаться значимые для него проблемы в сфере транспорта, а регионы четко понимали, какие инструменты они получат для обеспечения этих изменений, – заявил президент России.
При этом, как подчеркнул Владимир Путин, Стратегия должна не только задать долгосрочные ориентиры, но и, что принципиально важно, стать основой для практической работы государства, субъектов Федерации, ключевых отраслей бизнеса, а также строительных, инжиниринговых, логистических компаний, предприятий транспортного машиностроения.
– Будущие контуры транспортной системы необходимо определить с учетом новых технологических вызовов, наших экономических и социальных задач, планов развития регионов и страны в целом, создания конкурентоспособных транзитных коридоров. И, конечно, нужно принимать во внимание глобальные тенденции в сфере транспорта, который во всем мире становится более экологичным, эффективным и с точки зрения потребления топлива, и по другим параметрам. Транспорт во всем мире становится более «зеленым», как мы сейчас говорим, более экологически чистым. Вместо бензина или дизельного топлива начинают широко использоваться электричество, водород, другие низкоуглеродные источники, газ я бы к этому тоже отнес. Это касается не только общественного транспорта, но и коммерческих грузоперевозок, а также личных автомобилей в пользовании граждан, – подчеркнул президент РФ.
Ключевым принципом стратегии является клиентоцентричность, то есть структурирование не по видам транспорта, а по категориям услуг в интересах населения, бизнеса и государства.
– Транспорт – это обеспечивающая отрасль для экономики, ее основа и «скелет», она не может существовать в отрыве от запросов общества и государства, – отмечает министр транспорта России Виталий Савельев.
При разработке документа учтены современные тренды развития транспорта, а также мировой опыт. Впервые введен механизм Единой опорной транспортной сети, разработаны критерии отнесения к ней объектов инфраструктуры на всех видах транспорта.
Одним из основных акцентов стала ускоренная цифровизация и прорывные технологические решения. Особое внимание уделено концепции устойчивого развития, включающей инициативы по экологии, безопасности и развитию человеческого капитала.
Стратегия обеспечит новый уровень качества транспортных услуг для пассажиров. Речь идет о росте мобильности населения, развитии пригородных перевозок, удобстве и безопасности поездок, заботе об экологии. В пассажирских перевозках основной акцент планируется сделать на развитии магистрального пассажирского каркаса в агломерациях, региональных авиаперевозок, сокращении доли поездок на личном автомобиле. Эти меры приведут к росту доли поездок на общественном транспорте в крупных и крупнейших агломерациях с 54% до 69%.
Для грузовладельцев будут созданы условия эффективных бесшовных грузоперевозок с высоким уровнем качества, скорости и сниженной себестоимостью. К 2035 году прогнозируется четырехкратный рост скорости перемещения несырьевых грузов – до 1000 км в сутки. Совокупность мер развития позволит нарастить в 6 раз контейнерный транзит через территорию России. Доля перевозочных документов в электронном виде достигнет 100%. Снизится себестоимость транспортировки грузов для крупных грузоотправителей, тяготеющих к водным перевозкам по Единой глубоководной системе.
Реализация Стратегии создаст новые возможности для смежных отраслей – энергетики, машиностроения, информационных технологий, связи.