Генералы песчаных карьеров
20.03.2024
Жизнь порой подкидывает такие сюжеты, которые и присниться не могли. Вряд ли кто мог подумать, что один из крупнейших международных автомобильных перевозчиков Витебской области – ТУП «БелТехноСервис» – начнет возить самосвалами песок и заниматься выполнением других работ на строительном рынке региона.
– Запрет на въезд в страны Евросоюза для белорусских автоперевозчиков нарушил привычный ритм работы, – рассказывает директор Анатолий Яцковский. – В этой ситуации каждое предприятие решало сложные задачи по переориентации рынка доставок. Мы, как и многие другие, начали отправлять машины в Закавказье и прочие отдаленные регионы. Сами понимаете – дороги там хуже, чем в Европе, условия отличаются. Водители в возрасте, близком к пенсионному, стали жаловаться, мол, здоровье уже не то. А некоторые из них верой и правдой отслужили предприятию не один десяток лет. И вот однажды группа таких водителей пришла ко мне с предложением: может, имеет смысл приобрести несколько самосвалов, и мы здесь будем возить песок. Эта мысль меня заинтересовала. Анализ показал, что работа для самосвального парка в регионе есть. И я решил пойти навстречу.
Когда первые самосвалы были приобретены и включились в работу, Анатолий Вениаминович начал изучать эффективность таких перевозок и пришел к выводу: техника и трудовой день водителей используются нерационально. В большинстве строительных предприятий региона рабочий день начинается в 8 утра и заканчивается в 17. То бишь, и раньше выезжать не имеет смысла, и после пяти вечера любые погрузки невозможны. Более того, отмечались долгие простои в песчаных карьерах в очередях. Решение выглядело очевидным – чтобы эффективно использовать самосвальный парк надо самостоятельно управлять процессом.
– Мне было интересно самому понять все тонкости работы, – поясняет директор ТУП «БелТехноСервис». – Лично приезжал в песчаные карьеры и наблюдал такую картину: работает один экскаватор, а самосвалы от различных организаций стоят в очереди под погрузку. Причем предсказать, как она будет двигаться, нельзя. Сегодня в ней могут быть пять машин, а завтра – 50. Получается, в незагруженный день наш водитель сможет выполнить пять рейсов, а в загруженный только один. Повлиять на скорость загрузки тоже не получится. Бывало, и экскаватор ломался. Как платить водителю? Он ведь не виноват, что приходится стоять в очереди. В общем, эти размышления привели к твердому решению обзавестись собственным песчаным карьером. Вскоре мне подсказали, что в Новополоцке в стадии ликвидации из-за хронической убыточности находится одно из строительных предприятий, на балансе которого имеется песчаный карьер. Пошел на прием к руководителям исполнительной власти. Мне позволили поучаствовать в приватизации СПМК. Так получили в пользование карьер, где работает наш экскаватор, который грузит песком исключительно наши самосвалы. Мы не стремимся привлекать сторонних заказчиков. Если рассчитано, что экскаваторщик должен за определенное время произвести загрузку тридцати самосвалов, значит, 31-й будет лишним. Его появление в карьере нарушит производственный ритм. Рабочий день начинается в 7 утра и заканчивается в 8 вечера. Кстати, многие уже увидели эффект от такой организации дела и начинают идти по нашему пути. Более того, мы даже самосвалы стараемся задействовать по полной программе. В карьере организовали площадку для складирования верхнего слоя грунта, который образуется при выполнении строительных работ. Получается, что в карьер водитель везет плодородный слой земли, а оттуда – песок. Сегодня, когда мы ведем переговоры с нашими потенциальными клиентами, то настаиваем на необходимости внедрения эффективной схемы задействования самосвального парка.
В связи с приватизацией строительного предприятия пришлось произвести и структурную реорганизацию системы управления. В «БелТехноСервисе» теперь имеются заместитель по строительству, прорабы, работники других строительных профессий. Есть и свои важные объекты. Сейчас самосвалы предприятия снабжают песком дорожников ОАО «ДСТ № 1, г. Витебск», которые реконструируют автодорогу Р-46 на участке от Полоцка до Лепеля и занимаются капитальным ремонтом этой дороги от Полоцка до белорусско-российской границы. Кроме того, ТУП «БелТехноСервис» своими силами будет возводить подъездные пути к реконструируемому мосту на улице Петруся Бровки.
Самосвалы и строительные объекты – не единственный способ зарабатывания денег после прекращения международных автомобильных перевозок в Европу. Одно из таких мероприятий – организация на территории предприятия зоны таможенного контроля по перегрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Как известно, изначально было определено, что любые перегрузки с автомобилей с регистрацией стран Евросоюза в Витебской области будут осуществляться на ОАО «Стекловолокно». Однако жизнь показала уязвимость такой идеи. Существующая там площадка не позволяла оперативно выполнять эти работы, в результате чего при подъезде скапливались очереди из автомобилей.
– Наше предприятие в последнее время специализировалось на перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, – поясняет Анатолий Вениаминович. – Но даже мы сразу представить не могли, сколько это потребует навыков и сил. К примеру, для того, чтобы перегружать технику мы только в январе приобрели 270 литров дизтоплива. Надо понимать, что она отправляется в дорогу на платформе с минимальным запасом топлива в баке. Для осуществления перегрузки ее необходимо завести и прогреть, при съезде топливо стекает в угол наклона и двигатель глохнет. Вся работа останавливается. А еще пришлось дополнительно приобрести мощные пусковые устройства. В мороз аккумуляторы в дороге разряжаются. Также нужны диагносты, которые понимают, почему техника не заводится. Может, дело не только в аккумуляторе. У нас же перегружались бульдозеры, экскаваторы, асфальтоукладчики. Загнать такие машины на другую платформу тоже непростая задача – она должна выполняться практически ювелирно. И далеко не каждый водитель возьмет на себя смелость осуществлять данные операции. Пришлось искать специалиста, который сумел бы управлять всей этой техникой, разбираться в ней.
Предприятие оказывает перевозчику полный комплекс услуг по перегрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов, и практически каждая организация готова заплатить за эту работу – доверить ее выполнение специалистам из Новополоцка. Более того, «БелТехноСервис» предоставляет в распоряжение водителей микроавтобус, на котором они могут доехать до таможни для оформления всех документов и вернуться назад. В среднем в сутки на территории предприятия перегружаются 5–7 единиц техники.
И на этом совместная работа с таможенными органами не ограничивается. Учитывая, что на основной площадке ТУП «БелТехноСервис» мало места, организация приобрела в промышленной зоне Новополоцка, недалеко от расположения филиала «Автотранспортное предприятие № 6», участок земли. Там обустроили площадку с навесом. Перевод перегрузки тяжеловесной техники на новое место позволит разгрузить основную базу и увеличить объемы выполняемой работы. Были случаи, когда процесс перегрузки затягивался и собственные автомобили компании не могли въехать на территорию.
Кроме этого, предприятие является официальным представителем завода «МАЗ» в регионе по гарантийному обслуживанию и ремонту техники белорусского производителя.
Как подчеркнул Анатолий Яцковский, за 30 лет удалось добиться многого за счет того, что предприятие всегда шло в ногу со временем и принимало управленческие решения, исходя из складывающийся ситуации. О своем главном предназначении – выполнять международные перевозки грузов – там тоже не забыли. В 2023 году ТУП «БелТехноСервис» показало рост в 107% экспорта транспортных услуг к предыдущему уровню.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «Транспортный вестник»