Литовские перевозчики в поиске новых рынков
18.03.2022
После того как начали действовать санкции в отношении России, литовские перевозчики ушли с этого рынка. Однако они не исключают возможного возвращения.
Санкции повлияли на литовские транспортные компании, сейчас они ищут новые рынки, но этому мешает Пакет мобильности. Генсек Международного альянса транспорта и логистики Повилас Дрижас сказал, что работа с Украиной остановилась, а торговые связи с Россией значительно уменьшаются. С начала войны количество перевозок в России упало наполовину.
– Я наблюдаю тенденцию снижения – не то чтобы прекращение, просто не появляются новые обязательства, связанные с торговлей с Россией. Количество операций в этой стране сократилось на 50%, по сравнению с тем, что было раньше. По моим данным, компании завершают ранее заключенные контракты, – отметил он.
Президент Литовской конфедерации малых и средних перевозчиков Эрландас Микенас сказал, что торговля с Россией еще идет, но с каждым днем ее остается все меньше.
– Перевозчики, может, и не ушли бы, но уходят наши клиенты, – заметил он.
По словам собеседника, западные санкции больше всего коснулись малых и средних перевозчиков, работавших со странами СНГ. Их потери будут большими, а переориентироваться быстро не получится. Дрижас сказал, что в общем портфеле литовских перевозчиков торговля с Россией составляла до 20% оборота, поэтому потери будут значительными:
– Мы продаем наши услуги европейским клиентам, у которых были отношения с Россией. Около 800 млн евро литовские компании генерируют за счет торговли между ЕС и Востоком.
Президент Linavа Ромас Аустинскас считает, что больших потерь не будет, удастся найти новые рынки:
– В транспортном секторе всегда есть риски: не было бы войны в Украине, была бы нехватка водителей, Пакет мобильности, Brexit, 95 код, зеленый курс, цифровые вопросы, рост цен на горючее. Всегда бывают те или иные проблемы и вызовы, легко не бывает.
По словам собеседника, литовские перевозчики давно переориентировались на западный рынок, а в работе со странами Азии может быть много вызовов и препятствий.
– Европа – давно наш рынок, но интересными были Россия, Азия. Азия остается, но для этого надо ехать через Россию, а она немаленькая. Это вопрос безопасности, тут будут проблемы. Перевозчики оценивают этот риск. Сейчас наши тягачи ездят в Великобританию, мы хотели бы, чтобы их там было больше. Наверное, так и будет. Количество грузов большое, а водителей в Великобритании не хватает, – сказал Ромас Аустинскас.
Но не все перевозчики относятся к ситуации с оптимизмом. Основная проблема – куда переориентироваться и как это сделать. Дрижас считает, что большого выбора новых путей сейчас нет – это Азия, Турция, Великобритания. Эрландас Микенас считает, что литовские перевозчики сейчас находятся в сложной ситуации. Особенно нелегко малым и средним компаниям, поскольку они работали со странами СНГ.
– Быстро переориентироваться на Западную Европу нелегко, поскольку там работают крупные компании, у них другие финансовые мощности, – заметил он. – Перевозчики согласны в одном – перестраиваться мешает Пакет мобильности: действует правило, что фуры каждые 8 недель должны возвращаться в страну, где они зарегистрированы. Когда такой хаос, отказываются от Восточного рынка, больно не только Литве как транзитной стране, но и странам ЕС. Партнерами России были Франция и Германия, мы их обслуживали, возили их товары. На этих странах санкции тоже скажутся. В ближайшее время мы предложим пересмотреть Пакет мобильности.