Решать сообща
01.03.2023
В условиях сложившейся геополитической ситуации перед белорусскими предприятиями сферы международных перевозок возникают новые вызовы, решать которые надо общими усилиями. Это было основным лейтмотивом заседания регионального совета членов Ассоциации «БАМАП» Витебской области, где подводились итоги прошлого года и намечались планы на нынешний.
Совещание международных автоперевозчиков области проходило на территории унитарного предприятия «Витебская лесопилка». Участники ознакомились с производственной деятельностью компании, рассмотрели возможности взаимодействия при вывозе готовых пиломатериалов, ежегодный объем производства которых составляет более 200 тыс. куб. метров. Сегодня они востребованы в Китае, Узбекистане, Азербайджане, России, Иране. Значительная часть продукции ввиду расстояний и различных ограничивающих факторов идет на экспорт по железной дороге. При этом рассматриваются возможности активного использования автомобильного транспорта. Такие доставки оцениваются как более стабильные и быстрые. Сейчас предприятие работает над освоением рынков ОАЭ, Казахстана, Южной Кореи, Марокко, Кыргызстана, Турции.
Перевозки грузов по альтернативным направлениям к югу и востоку от Беларуси стали одним из ключевых вопросов обсуждения на заседании регионального совета членов Ассоциации «БАМАП». Подведение итогов и всесторонний анализ складывающихся на рынке условий работы подтвердили усиление данного тренда. Руководители предприятий, представители органов управления области, Транспортной инспекции, таможни, других смежных структур не только обозначали проблемы – они известны, а искали пути решения.
Открывая мероприятие, председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой отметил влияние постоянно действующей региональной диалоговой площадки на развитие транспортно-логистических услуг и повышение деловой активности бизнеса. Половина предприятий международного автомобильного транспорта Витебской области размещена в районных центрах и небольших населенных пунктах. Экспорт услуг от их деятельности в 2022 году составил около 30% общего регионального объема. Этому способствовали своевременные антикризисные меры со стороны государства и в первую очередь – по перецепке и перегрузке транспортных средств, следующих из европейских стран на восток и обратно. Предстоит продолжить работу по диверсификации логистических схем, развитию мультимодальных доставок, обеспечению инвестиций в основной капитал и обновление парка, либерализации разрешительной системы, цифровизации документооборота, подготовке водителей и специалистов, пришли к заключению участники заседания.
Об итогах работы международного автомобильного транспорта региона и задачах на перспективу доложил директор представительства Ассоциации «БАМАП» в Витебске Дмитрий Решатнев. Действующие лицензии на данный вид деятельности имеют 2370 субъектов хозяйствования, парк в целом составляет порядка 1300 транспортных средств. Предприятия располагаются как в больших городах – Витебске, Полоцке, Новополоцке, Орше, так и в райцентрах – Лиозно, Лепеле, Сенно, Браславе, Верхнедвинске, Городке.
В первые месяцы введения ограничений у перевозчиков региона отмечался простой части автосцепок. Однако уже во втором полугодии 2022-го ситуация начала меняться – увеличилось количество поездок в восточном направлении. Делались первые шаги по организации контейнерной линии в направлении Турции и южных портов. Рефрижераторные полуприцепы были задействованы почти на 90%, тенты – на 80–85%. Контейнерные площадки использовались на довозе экспортной продукции к железнодорожным составам, направляющимся в том числе в сторону Китая. Постепенно развивались перецепка и перегрузка, выросли объемы в двустороннем сообщении.
Сохранение кадрового персонала, стабильность доходов уже считалось успешным результатом. Потребовалась кардинальная перестройка логистических процессов в направлении среднеазиатских республик и стран Закавказья. Многократно увеличился спрос на доставки в Казахстан, Грузию, Армению, Узбекистан, Иран, Монголию. Здесь возникли трудности: неразвитая инфраструктура и сервис, очереди на границах, сложности с документооборотом и оплатой. Это был не тот уровень логистики, к которому привыкли белорусские компании, работая на западноевропейском направлении. Приходилось в сжатые сроки полностью пересматривать организацию своей деятельности.
Дмитрий Решатнев особое внимание заострил на значимости небольших транспортных компаний для экономики региона:
– Такие перевозчики не только создают новые рабочие места, но и вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие своих районов и малых городов. Деятельность международного автомобильного транспорта продолжает оставаться существенной частью в общей структуре функционирования экономики области. В качестве примера: транспортные услуги в общем объеме экспорта всех видов услуг Лиозненщины занимают 99,6%. Из 37 организаций района, имеющих лицензии на осуществление международных перевозок, вклад только двух ООО – «Витспецкарз» и «Фрахтбай» – в совокупности составил 50%. Данным компаниям пришлось также полностью перестроить логистику доставки грузов.
Сегодня в Витебском представительстве «БАМАП» зарегистрированы 46 предприятий, имеющих допуск к процедуре МДП. Из них 14 являются членами некоммерческого объединения, 32 – пользователями.
Количество автотранспортных средств у входящих в ассоциацию организаций региона составляет 663 единицы, или почти половину парка перевозчиков Витебщины, работающих на основе разрешительной системы. Хотя, как подчеркнул Дмитрий Решатнев, эта цифра не совсем корректна, поскольку не все приобретенные транспортные средства заявляются в базу данных ассоциации.
Постоянно велась работа по обновлению подвижного состава. В том числе благодаря Указу Президента, согласно которому ввозимые на территорию Беларуси новые грузовые автомобили экологического класса Евро-6 освобождены от уплаты утилизационного сбора. На этих условиях за прошлый год приобретено около десятка современных седельных тягачей.
Среди насущных проблем – отмена разрешительной системы в/из третьих стран для белорусских международных автомобильных перевозчиков при доставке грузов в Россию. Напомним, в течение прошлого года проводились неоднократные переговоры между транспортными ведомствами двух стран по проекту соглашения о международном автомобильном сообщении. Позиция белорусской стороны – осуществление всех видов перевозок на безразрешительной основе, а также возможность выполнения каботажа.
В ходе заседания шла речь о повышении эффективности работы специально установленных мест на территории Республики Беларусь для совершения грузовых операций и перецепки. Перевозчики предлагают усовершенствовать действующий порядок и разрешить осуществление перецепки порожних полуприцепов вне установленных мест.
В центре внимания были также вопросы налогообложения деятельности транспортных организаций, применения транспортного законодательства. Обсуждались сезонные ограничения на дорогах Витебской области и обеспечение возможности беспрепятственного проезда большегрузов к зонам ожидания вблизи пунктов пропуска и к основным грузообразующим предприятиям.
Перевозчики приняли активное участие в обсуждении проблемных вопросов, понимая важность их вынесения на общее рассмотрение. Ведь от решения актуальных проблем зависит повышение эффективности работы международного автотранспорта региона в целом.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «Транспортный вестник»