bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Инвестиции в развитие

27.12.2019

Инвестиции в развитие

Клайпедский государственный морской порт… Самый северный незамерзающий на восточном побережье Балтийского моря. Самый значимый и крупный транспортный узел Литовской Республики, где сходятся морские, автомобильные и железнодорожные пути. А еще универсальный, мультимодальный, предоставляющий весь спектр услуг, связанных с морским бизнесом и обслуживанием грузов.

Морская гавань в Клайпеде по объемам переработки грузов за последние годы вышла на лидирующие позиции среди стран Балтии, обогнав Германию, Швецию, Латвию и Эстонию. Порт входит в пятерку лучших на Балтике и в топ-20 в Европе, демонстрируя завидную динамику роста: почти 7%. Если в 2017-м было перевалено 43,2 млн тонн грузов, то год спустя – 46,6 млн. Это рекордный показатель за всю историю.

Для Беларуси Клайпеда – это ворота экспорта продукции национальной промышленности. Доля белорусских грузов в общем объеме порта достигает 30%. И поток этот год от года растет: в 2013-м было перевалено 9 млн тонн, в 2018-м – почти 15 млн.

– Мы не только заинтересованы в привлечении белорусских грузов, но и готовы инвестировать в инфраструктуру, чтобы грузопоток из Беларуси неуклонно увеличивался, – отмечает директор по инфраструктуре порта Видмантас Паукште.

В развитие Клайпедского порта за последние 10–12 лет инвестировано 386,7 млн евро (в среднем 32,2 млн евро ежегодно). Приблизительно вдвое больше вложили партнеры (портовые предприятия) – 739,4 млн евро (61,6 млн евро в год). Были углублены до 10,5–15 метров судоходный канал и акватория порта, ряд терминалов расширен, построено несколько новых глубоководных.

Не остались в стороне и Литовские железные дороги (AB Lietuvos geležinkeliai). В течение 2007–2018 годов в развитие инфраструктуры и обновление техники для транспортирования инвестировано 1,2 млрд евро (в среднем 100 млн евро ежегодно). Теперь в порт могут заходить грузовые составы общим весом от 4 до 8 тысяч тонн.

Совместная работа с национальной железнодорожной компанией – ключевое конкурентное преимущество Клайпедского порта. По стальной магистрали в морскую гавань доставляется около 75% всех грузов.

Партнерское взаимодействие железных дорог Литвы и Беларуси сформировало удобную логистическую цепочку с благоприятными условиями доставки для белорусских грузоотправителей. Одно из важнейших направлений улучшения сервиса – электрификация стальных магистралей. Электровозы Белорусской железной дороги уже заходят в Литву, которая, в свою очередь, планирует до 2023 года построить электрифицированную линию от границы с Республикой Беларусь до Клайпеды.

Приоритетная цель администрации порта – постоянное улучшение условий для клиентов.

– За четыре следующих года мы намерены инвестировать в инфраструктуру почти 350 млн евро, – уточняет Видмантас Паукште. – Основные финансовые средства будут направлены на строительство причалов и углубление акватории.

Судоходный канал по всему порту в течение 2020-го углубят до 15 метров, а в северной части к 2022 году – до 16,5–17 метров. С целью создания новых терминалов портовая территория в южной части за два года увеличится до 80 гектаров, к 2025-му – до 280. Появятся новые площади и в северной части порта – около 130 гектаров. Это открывает большие возможности, в том числе и для белорусских инвестиций.

– Наши инвестиционные планы имеют целью принимать самые большие суда, которые могут войти в Балтийское море, – поясняет Видмантас Паукште. – Если в воды Балтии зайдет судно с 15-метровой осадкой, значит, мы должны иметь возможность принять его в Клайпеде. Надеемся, что большой экономический эффект от того, что сможем размещать контейнеры и другие грузы на крупные суда, позволит нам удешевить портовые операции в отношении товаров наших клиентов.

Сегодня в Клайпедский морской порт заходят суда с 13-метровой осадкой, а также 360–370-метровые контейнеровозы. В прошлом году здесь впервые приняли крупнейшее судно MSC INGY длиной 400 метров, шириной – 59 метров и вместимостью 19 224 TEU. Сейчас существуют ограничения для самых больших судов по погодным условиям примерно 100 дней в году, но после углубления акватории и реконструкции молов (волноломов) этот срок сократится до 26 дней, то есть появится возможность принимать их практически в любых метеорологических условиях.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, журнал «Транспорт & Транзит»

  • Руководство Клайпедского порта делает ставку на большой экономический эффект от реализации инвестиционной программы. Расчет, прежде всего, на интенсивный рост грузопотока, что позволит в короткие сроки окупить крупные финансовые вливания. Не последнее место в этих ожиданиях отводится грузоотправителям из Беларуси.
  • Несомненное преимущество для клиентов – регулярные судоходные линии. По маршруту Клайпеда – Киль – Клайпеда и Клайпеда – Карлсхамн – Клайпеда суда курсируют ежедневно. Два раза в неделю грузы отправляются в направлении Фредерисия – Копенгаген, еженедельно – в Треллеборг и обратно.
« »

Читайте также