bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Километры рекордов на М6

02.12.2019

Километры рекордов на М6

Завершены работы по реконструкции автомобильной дороги М6 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги). Обновленная магистраль связывает между собой Ивьевский, Лидский, Щучинский районы Гродненской области, а также Воложинский и Минский столичного региона. Общая протяженность реконструированного участка 153,7 км (км 57,3 – км 211). Это своеобразный рекорд в истории независимой Беларуси. Никогда прежде такой большой отрезок трассы единовременно не реконструировался.

Рассказывая об этой уникальной магистрали, мы еще не раз упомянем слова «рекорд» и «впервые».

Модернизация транзитного коридора в целом является самым крупным проектом на территории Республики Беларусь, реализованным в сотрудничестве с Всемирным банком.

Впервые открытый международный конкурс в условиях жесткой конкуренции со строительными компаниями из Китая, Турции, Азербайджана, Казахстана, стран Евросоюза выиграли отечественные подрядные организации. С этой целью в Беларуси были созданы три консорциума из отечественных подрядных организаций.

Полная реконструкция автомагистрали выполнена за три года. И это тоже рекордный срок для модернизации трассы такой протяженности.

Масштабы запланированных на М6 преобразований потребовали серьезного напряжения сил. Были задействованы практически все дорожно-строительные организации Беларуси, а дорожным строителям приходилось работать и в выходные, и даже ночью, причем в очень непростых условиях: реконструкция производилась без остановки движения транзитного транспорта. Помимо непосредственно дорожно-строительных работ, необходимо было постоянно вносить изменения в схемы организации движения автотранспорта, наносить временную разметку и устанавливать временные дорожные знаки.

Работы выполнялись в два этапа. На первых пяти участках общей протяженностью около 86 км они начались еще в 2016 году, а в 2017-м стартовали на трех оставшихся (плюс 68 км).

Об искусственных сооружениях следует сказать отдельно. Именно приведение их в порядок зачастую серьезно сдерживало ход реконструкции. Дело в том, что проектом, разработанным еще в 2013 году, было предусмотрено выполнение на них только ремонтных мероприятий. Однако пролетные строения некоторых из них уже пришли в такое плачевное состояние, что пришлось оперативно принимать решение об их замене на новые и вносить изменения в проектно-сметную документацию.

Заказчик РУП «Минскавтодор-Центр» совместно с РУП «Гродноавтодор», подрядные и генподрядные организации, инженерная служба в лице РУП «Белдорцентр» приложили максимум усилий, чтобы справиться с поставленной задачей. Результат этой масштабной работы пользователи дороги имеют возможность оценить уже сейчас.

На всем протяжении реконструированной по параметрам I категории автодороги – по две полосы движения в каждом направлении. Ширина каждой из проезжих частей – 7 м.

В ходе реконструкции применен ряд современных технических решений, обеспечивающих безопасность движения транспортного потока и пешеходов.

В частности, впервые в Беларуси на разделительной полосе на протяжении более 135 км установлено бетонное ограждение, что исключает риск выезда автотранспорта на встречную полосу движения. Строители в рекордно короткие сроки освоили две технологии производства таких блоков – в монолитном и сборном исполнении. Конструкции поставляли ОАО «Дорстройиндустрия», ОАО «ДСТ № 2, Гомель», ОАО «ДСТ № 3» (Могилев). Для производства использовались только отечественные материалы. Устройством монолитных участков занимались дорожно-строительные тресты № 4 и № 5.

На всем протяжении лесные массивы отделены от автомобильной дороги сетчатым ограждением, что препятствует выходу на проезжую часть диких животных. Свои рекомендации по его установке давали ученые и представители лесного хозяйства.

Остановочные пункты и подходы к ним, а также пешеходные переходы обустроены светодиодными (значит, энергосберегающими) светильниками.

Пешеходные переходы, оборудованные в одном уровне с дорогой, выполнены с учетом всех требований безопасности. Преодолев одну проезжую часть, пешеход на разделительной полосе попадает в Z-образный карман, имеющий турникетное ограждение, в котором он вынужден задержаться, чтобы посмотреть, нет ли на второй проезжей части движущегося транспорта. Такие пешеходные переходы получили название Z-образных. Как правило, над ними дополнительно устанавливаются Г-образные опоры с мигающим желтым сигналом, издалека предупреждающим водителя о необходимости снижения скорости.

На всем протяжении дороги разметка по основному ходу выполнена горячим термопластиком, достаточно прочным материалом, который не требует обновления на протяжении нескольких лет. К тому же материал этот очень эффективен и с точки зрения организации безопасного движения. Благодаря тому, что он лучше удерживает светоотражающие стеклошарики, в темное время суток такая разметка светится, а это снижает риск ДТП либо съезда в кювет.

При производстве знаков и щитков, установленных на разделительной полосе, а также дорожных знаков использовалась специальная пленка с высокими светоотражающими свойствами, что делает эти элементы заметными даже в темное время суток.

Надо отметить, что для государственного предприятия «Белгипродор», проектировавшего реконструкцию М6, это был один из сложнейших объектов последних лет: нужно было учесть как интересы, так и безопасность жителей населенных пунктов, водителей, пешеходов и даже животных. Очевидно – дорожным зодчим это удалось.

Специалисты РУП «Белдорсвязь» внедрили на М6 многокомпонентную систему управления содержанием и обеспечения безопасности дорожного движения.

Эксперты отмечают, что в совокупности всех реализованных проектных решений транспортный коридор М6 на протяжении всех 154 км не уступает в качестве покрытия и обустройства лучшим трассам Европы.

10 июня по всем четырем полосам реконструированной магистрали в обоих направлениях было открыто сквозное движение. Обеспечение достаточно высокого уровня безопасности позволило установить на автодороге М6/Е28 скоростной режим 100 км/час.

Как известно, финансирование проекта осуществлялось за счет кредитных ресурсов Всемирного банка. Кредитно-финансовая организация выдвинула в качестве обязательного требования проведение независимого технического аудита реконструированного объекта.

В конкурсе по выбору организации для проведения такого аудита победила компания Rendell Limited (Великобритания).

Как рассказали в РУП «Минскавтодор-Центр», английские аудиторы были поражены оперативными сроками, качеством и стоимостью выполнения реконструкции на таком большом отрезке пути – 154 км всего за три года. В практике зарубежных экспертов такое встречалось крайне редко.

В качестве положительного момента коллеги из Англии отметили наличие на разделительной полосе ограждения типа «дельта-блок», которое препятствует выезду транспорта на встречную полосу, защитное сетчатое ограждение от диких животных, а также оцинкованные элементы обустройства, которые удлиняют срок службы конструкций и очень экономичны в содержании.

В независимой лаборатории в Санкт-Петербурге аудиторы провели исследование образцов верхнего слоя асфальтного покрытия. Полученное заключение практически полностью соответствует результатам исследований службы инженера. Это говорит о том, что технический надзор на объекте был организован надлежащим образом.

В подготовленном по итогам трех аудитов и предоставленном банку финальном отчете высоко оценены культура производства работ подрядными организациями и реализованные проектные решения, документально подтверждено, что в Беларуси построена качественная трасса европейского уровня.

Заблаговременно позаботились и о будущем содержании обновленной трассы.

В частности, на территории Лидского района, буквально в трех километрах от магистральной трассы, разместилась производственно-технологическая площадка «Минойты» ЛДД-55 ДЭУ № 55 РУП «Гродноавтодор». Раньше здесь была просто пескобаза. В рамках реконструкции М6 обновлен и этот объект. В результате здесь появился современный крытый склад для хранения песчано-соляной смеси (ПСС) и технической соли на 4,5 тысячи тонн. Имеется установка для грохочения песка, с помощью которой отсеивается крупная фракция, не пригодная для обработки автодорог. Еще в одной установке происходит перемешивание в нужных пропорциях песка и соли. Готовая ПСС по транспортерам подается в крытый склад, где обеспечены условия для ее хранения.

Имеются также гаражи на 8 машино-мест для автотехники, которая используется на содержании автодорог.

В зимнее время здесь организуется круглосуточное дежурство. В административно-бытовом корпусе оборудованы кабинеты диспетчерской и прорабской служб, комнаты для отдыха водителей. Компьютерная сеть связывает пункт со всеми ДИСами. Ведется видеонаблюдение. Это значит, к диспетчеру стекается вся нужная информация. Это существенное улучшение условий работы обслуживающей организации.

Проект реконструкции транзитного коридора в полном объеме еще не завершен. В работе остаются несколько второстепенных компонентов (таких, в частности, как создание Центра управления дорожным движением). Однако уже сейчас можно говорить о реконструкции М6 как о самом эффективном в транспортной сфере проекте за последние годы.

По согласованию с Всемирным банком и Минтрансом образовавшийся остаток кредитных средств «Минскавтодор-Центр» направил на восстановление верхнего слоя покрытия на участке автодороги М6 под Минском и реализацию отдельных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Для того чтобы в следующем году продолжить работу на других участках М6 по территории Минской и Гродненской областей, которые не вошли в проект, с Всемирным банком предварительно согласовано внесение изменений в соглашение о займе.

И в заключение – опять о рекордах. Завершая реконструкцию М6, РУП «Минскавтодор-Центр» в этом году выходит на своеобразный республиканский рекорд: с начала года на этой трассе введено в эксплуатацию более 118 км пути I категории. Прежде белорусским дорожным строителям никогда не удавалось достигать такого результата. На М6 было переустроено большое количество инженерных коммуникаций, построено в общей сложности 9 транспортных развязок, 39 мостов и путепроводов.

Средняя интенсивность движения на М6 уже сегодня достигает 12–14 тысяч автомобилей в сутки, на подъездах к Минску она значительно выше – около 25 тысяч. Прогнозируется, что уже в недалекой перспективе такая интенсивность будет фиксироваться на всем протяжении трассы.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также