bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Объемы мизерны, затраты велики

20.07.2022

Объемы мизерны, затраты велики

До введения санкций на европейском направлении работало около 3100 российских автотранспортных компаний с общим парком 45 тыс. автопоездов и суммарной численностью работников 70 тысяч. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), их доход на европейских маршрутах составлял 2,5–2,7 млрд евро, ежегодно российский бюджет получал от них 40–45 млрд рублей налоговых и неналоговых платежей. Согласно прогнозу экспертов, в текущем году РФ может потерять от 20 до 30% транспортных компаний.

У предприятия «Нордленд» – 20 автосцепок и 42 работника. Специализируется оно на перевозке свежемороженой рыбы. Об особенностях работы международных автоперевозчиков в условиях произошедших изменений в движении товарных потоков рассказывает генеральный директор Евгения Турутина:

– Отработанные европейские маршруты закрылись, причем явно надолго. Помимо рыбной продукции, мы занимались и другими сегментами, в частности, лекарствами. Теперь наши машины в Скандинавию не пропускают даже за ними, приходится работать на перецепке. Смысл – в том, что европейские коллеги забирают у нас полуприцепы на границе, загружают у себя, а затем вывозят на ближайшую российскую таможню, где их цепляют наши тягачи. Увы, бизнесом это не назовешь: объемы мизерны, а затраты велики. К примеру, сдали два прицепа в пункте пропуска «Торфяновка», финны вернули их гружеными только через 10 дней. Каков финансовый смысл этой операции при плече пробега в две сотни километров?

Есть и недобросовестная конкуренция. За фрахт из Швеции в Воронеж, который мы выполняли за 3500 евро, шведы сейчас берут 12 тысяч. Аналогичная ситуация с прибалтийскими и польскими перевозчиками.

При таком положении дел мы решили искать другие международные направления, на которые многие сейчас возлагают надежды: Казахстан, Грузия, Турция. Уже несколько машин прошло по данным маршрутам, но ситуация не очень позитивная. Грузинская таможня, к примеру, оперативно выпускает грузовики всех стран, кроме России и Беларуси. Так, наша фура с грузинским вином простояла на границе 21 день без видимых причин. Другая машина, приехавшая на загрузку в Азербайджан еще 30 апреля, ожидает до сих пор. Турция нанимает на доставки в РФ в основном своих перевозчиков.

Отдельная статья расходов – паромная переправа. До Новороссийска из Турции заплатили 2950 долларов.

Не все гладко и на внутреннем рынке. Во-первых, товаропоток заметно снизился, найти загрузку в обе стороны удается далеко не всегда. Четыре рефрижератора поставили на постоянные рейсы в Мурманск за рыбой, но из Санкт-Петербурга они идут пустыми, а это более 1300 км. Представляете, какие расходы только на топливо!? А еще амортизация машин, ремонт, суточные. Ежемесячные платежи за дороги выросли с 90 тыс. до 200 тыс. российских рублей. И все это на фоне падения ставок из-за возросшей конкуренции. Вдобавок есть проблемы с оплатой услуг: клиенты затягивают, всячески изворачиваются, а то и вовсе стараются не платить.

Прибавилось забот и с содержанием парка. Хорошо хоть есть своя небольшая ремзона, где проводится техобслуживание машин. Однако общая тенденция – рост цен в два-три раза на запчасти и расходные материалы. Недавно, к примеру, сервисное обслуживание кондиционера на одной из машин обошлось в Москве в 99 тыс. рублей.

Дела идут откровенно неважно: оборот уже упал в три раза, итоги второго квартала – миллионные убытки. Тем не менее мы не сдаемся, работников не увольняем, парк не распродаем. Однако, если в ближайшее время не будет помощи от властей, ситуация неминуемо приведет к неприятным последствиям. А ведь в нашей сфере деятельности – 20 тыс. компаний и 2 млн частников, не считая смежных отраслей.

МНЕНИЕ

Руслан Нигматулин, генеральный директор группы транспортных компаний (г. Набережные Челны, Россия):

– Я не согласен с тем, что российские транспортные компании ждет череда банкротств. Имеющиеся в наличии автомобили и прицепную технику в любой момент можно продать и погасить задолженности. Другое дело, что в долгосрочной перспективе размер самих компаний из-за этого уменьшится. Или сократится их число. Но, повторюсь, не через процедуру банкротств.

Что касается ситуации на рынке грузоперевозок России, то на данном этапе она действительно довольно плачевная. Первая и основная причина заключается в том, что количество и объемы грузопотоков снизились. Иными словами, сейчас на рынке наблюдается переизбыток свободного транспорта, а в конце 2021-го было с точностью до наоборот.

Очевидно, что санкции мы переживем, однако на данном этапе целесообразно поддержать предпринимателей оборотными средствами, дешевыми кредитами или субсидированием процентной ставки. Было бы неплохо хоть частично субсидировать стоимость дизельного топлива, которое занимает большую часть затрат.

« »

Читайте также