Отдохни, усталый путник
01.06.2022
В свое время первоочередной задачей развития придорожного сервиса в Беларуси было насыщение его максимальным количеством объектов. За основу взяли опыт Германии, где эти точки располагаются на автобанах через каждые 50–60 км. Сегодня можно констатировать, что цели достигнуты. В таких условиях включаются рыночные механизмы регулирования, когда за высокое качество потребитель голосует посещением и рублем.
- На республиканских дорогах Беларуси расположены 387 АЗС, 50 гостиниц, 43 автомойки, 19 кемпингов, 70 станций технического обслуживания, а также 537 пунктов общественного питания. Такие данные по состоянию на начало текущего года были озвучены в ходе пресс-конференции о развитии придорожного сервиса в нашей стране. Минтранс представлял начальник управления развития автомобильных дорог ГУАД Сергей Леончик, РУП «ПО «Белоруснефть» – заместитель генерального директора Сергей Каморников.
Чтобы оценить реальное положение дел, Минтранс совместно с концерном «Белнефтехим» и Белкоопсоюзом организовал своеобразное тестирование объектов на трассе М-3 Минск – Витебск. Представители ведомств как обычные клиенты, заведомо не предупреждая владельцев, посетили около десяти точек и промониторили уровень предоставляемых услуг по ряду критериев.
– Лично я обратил внимание на благоустроенность зданий и территорий, чистоту санитарных объектов, широкое применение средств минимизации контактов посетителей – дозаторов, бесконтактных рукомойников, различного рода сушек, – поделился впечатлениями Сергей Леончик.
В качестве положительного момента он также отметил наличие пеленальных столиков, бесплатный Wi-Fi, оснащение системами видеонаблюдения и общественной безопасности. Еще в 2014 году было введено обязательное условие обустройства на каждом новом объекте мест для стоянок не менее пяти грузовых транспортных средств, пяти легковых автомобилей и двух автобусов туристического класса. Это требование выполняется.
В свое время Минтранс одним из первых выступил с инициативой создания на объектах придорожного сервиса безбарьерной среды. Сегодня в Беларуси на всех новых и реконструирующихся точках предусматривается создание условий для людей с ограниченными возможностями – как на территории комплексов, на стоянках и парковках, так и внутри зданий, в том числе на санитарных объектах.
Представитель Минтранса подметил также характерную тенденцию последних лет:
– Если раньше было заметно, что люди экономят и заходят со своими припасами, то сегодня большая часть посетителей стремится отведать блюда придорожной кухни. Из аспектов, которые необходимо дорабатывать, – недостаточность развлекательного контента. Условия для полноценного семейного и детского отдыха на придорожных объектах пока встречаются редко.
Результаты проведенного тестирования Сергей Леончик пообещал разместить на сайте Минтранса в разделе «Придорожный сервис», выстроив по ранжиру лучшие и худшие стороны, чтобы владельцы заведений видели, к чему надо стремиться, а от чего – отказаться.
В качестве примера он поделился еще одним важным наблюдением. На республиканских трассах расположено множество мелких кафе, которые десятилетиями не расширяют круг предоставляемых услуг. Когда реконструируется какой-то участок дороги, посетители машинально переключаются на объекты с современным дизайном и высоким качеством обслуживания. Как правило, они находятся в комплексе АЗС, где имеются стоянка, освещение, а в вечернее время можно неплохо отдохнуть. Автозаправки стали своеобразными точками притяжения для населения, мелкие же объекты отходят на второй план.
Не обошли вниманием спикеры пресс-конференции и вопросы совершенствования законодательной базы. По поручению правительства были пересмотрены существующие порядок и процедуры оформления и предоставления земельных участков. Исполкомы совместно с Госкомимуществом практически единогласно сделали заключение, что их корректировка не требуется. Минтранс также выступает за стабильные законодательные нормы, что очень важно для предпринимателей, которые только начинают свой бизнес и, вкладывая средства, должны знать, что земельные участки предоставляются на срок от 50 до 99 лет. На протяжении этого периода они будут являться полноправными владельцами объектов.
Параллельно Госкомимущество осуществляет корректировку Кодекса о земле. Основные его нормы будут сохранены. Участки под объекты придорожного сервиса выделяются райисполкомами без аукционов, за исключением пригородных зон Минска и областных центров, где таких объектов уже достаточно.
– Минтранс проводил опрос о состоянии придорожного сервиса, – проинформировал Сергей Леончик. – Более 60% респондентов отметили положительные изменения. За последние 10 лет действительно произошло существенное развитие. В перспективе необходимо сделать так, чтобы жители и гости Беларуси отмечали качество и дорог, и функционирующих на них объектов.
- Сергей Леончик, начальник управления развития автомобильных дорог ГУАД Минтранса: «Наша задача сегодня – повернуться лицом к клиенту, как это делается во всем мире. В плане дальнейшего развития мы готовы к сотрудничеству с общественными организациями и экспертным сообществом».
На сеть АЗС ПО «Белоруснефть» приходится 65% рынка придорожного сервиса в стране. Современные автозаправочные комплексы – не просто места пополнения запаса топлива, хотя этому уделяется первоочередное внимание с точки зрения доставки и контроля качества горючего. Сегодня это многофункциональные объекты, которые предлагают целый ряд услуг.
– Основной акцент – развитию системы общественного питания, – поясняет заместитель генерального директора Сергей Каморников. – Всего в объединении функционируют 575 автозаправочных комплексов, в 360 из них созданы кафетерии. Для сравнения, в 2018 году их было только 215. Мы видим, что наши посетители проявляют немалый интерес к этому виду бизнеса. Рост товарооборота в текущем году составляет практически 20% к уровню прошлого.
Еще одно важное направление развития – торговля. Из общего количества АЗС «Белоруснефти» 425 имеют торговые площадки. Практически ни одна новая заправка сегодня не возводится без торгового объекта. Ассортимент каждого магазина формируется в зависимости от его местонахождения – в городе или на трассе. На 400 объектах посетителям предлагается бесплатный Wi-Fi.
Есть вклад объединения и в развитие караванерского движения. Владельцы домов на колесах сегодня могут остановиться на отдых, заправить автомобили и привести себя в порядок на 19 объектах сети «Белоруснефть».
В качестве базовых услуг автомобилистам предоставляется возможность подкачки шин, пользования пылесосом, на отдельных АЗС имеется мойка. Что касается строительства СТО, то руководство объединения не рассматривает эту сферу деятельности как перспективное направление, отдавая ее на откуп малому бизнесу, который зачастую располагает свои точки поблизости с территориями заправок. Точно так же в объединении пока не видят потребности в строительстве мотелей и гостиниц по причине их малой востребованности.
В период эпидемиологических ограничений автозаправочная инфраструктура испытывала сложности. Транзитный транспорт останавливался лишь на специально выделенных площадках (как государственных, так и коммерческих), где соблюдались усиленные санитарные нормы. Дополнительные меры защиты вынужденно применялись и на АЗС. Первое время трафик снизился на 15–20%, что отразилось на рентабельности работы объектов. Но постепенно ситуация начала восстанавливаться и по итогам прошлого года все вернулось к доковидному уровню.
По словам представителя объединения, Беларусь сегодня покрыта плотной сетью заправочных станций, достаточной для обеспечения потребителей топливом. В республике практически нет точки, расстояние от которой до ближайшей АЗС превышало бы установленный норматив 25–30 км. Поэтому новые автозаправки появляются в основном только там, где строятся трассы или транспортные развязки и городская среда прирастает микрорайонами.
Морально и физически устаревшие объекты выводятся из эксплуатации только в том случае, если в радиусе 5–10 км появляется автозаправочная станция, куда может переместиться поток постоянных клиентов.
Сегодня объединение концентрирует свои усилия в большей степени на реконструкции существующих автозаправочных комплексов. По сути, это новое строительство, поскольку прежнее сооружение полностью сносится, а на его месте возводится объект с современными резервуарным парком и топливораздаточным оборудованием.
– Перед тем как строить или реконструировать АЗС, разрабатывается четкое технико-экономическое обоснование, – подчеркнул Сергей Каморников. – Наш специалист выезжает на место, ведет строгий мониторинг трафика движения на трассе в дневное и ночное время, в разные дни недели. Из общего числа проезжающих машин он выделяет процент грузовых автомобилей, автобусов, которые заезжают на заправку. Исходя из этого определяется потенциальный объем топлива и товаров, которые могут быть проданы на будущей АЗС. Если срок окупаемости ограничится семью годами, мы готовы инвестировать в такую точку. В противном случае принимаем решение отложить строительство до того времени, пока не появится достаточный трафик.
В планах на текущий год – строительство двух новых заправочных станций в столичном регионе и полномасштабная реконструкция около десятка тех, которые отслужили 25 и более лет. Еще около 30 объектов будут модернизированы. Речь идет о небольших изменениях, в частности обновлении топливораздаточного или торгового оборудования, а также ремонте санитарных блоков. Уже несколько лет в объединении реализуется специальная программа, направленная на поддержание высокого уровня именно санитарных сооружений.
– Мы вкладываем в это деньги, осознавая, что прямой отдачи не будет, – прокомментировал Сергей Каморников. – Но это работает на наш имидж, на привлечение потребителей к объекту в целом.
В ПО «Белоруснефть» осуществляют постоянный контроль качества обслуживания. Только за первый квартал этого года проведено более 8 тыс. проверок, в том числе с использованием института тайного покупателя, когда представители абсолютно независимой компании приезжают на объект и под видом обыкновенных посетителей оценивают по специальной шкале его состояние – от чистоты туалета до чистоты топливораздаточного пистолета.
– Мы не стремимся к монополизации рынка, – отмечает Сергей Каморников. – Понимаем, что особенно в сфере услуг без конкуренции не будет развития. Надо следовать законам рынка.
Руководство ПО «Белоруснефть» убеждено, что над сервисом надо работать постоянно и планомерно, чтобы он был многофункциональным, удобным и современным. Также необходимо проводить постоянное обучение персонала.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный вестник»