bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

По бестранзитной технологии

08.01.2020

По бестранзитной технологии

Мировая практика по строительству транспортно-логистических центров на границе вблизи международных автодорожных пунктов пропуска нашла свое применение в Беларуси. Это дает положительные результаты для страны в целом и бизнеса в частности, уменьшая таможенные формальности.

Без лишних проволочек

Международный автодорожный пункт пропуска «Берестовица» на белорусско-польском участке границы стал четвертым, где теперь применяется бестранзитная технология доставки грузов. Ранее эта таможенная процедура нашла свое воплощение в МАПП «Козловичи», «Каменный Лог» и «Брузги».

Ее правовая основа заложена в Указе Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании». Бестранзитная технология позволяет перемещать товары с минимальным набором контрольных функций от границы в приграничный транспортно-логистический центр (ТЛЦ) для полного цикла таможенной очистки. Въезд на территорию ТЛЦ может производиться без оформления процедуры таможенного транзита и внесения финансовой гарантии.

Особенностью приграничных логцентров являются их непосредственное примыкание к международным автодорожным пунктам пропуска, наличие выделенных технологических каналов для проезда большегруза к зонам таможенного контроля, созданным на базе складов временного хранения.

При бестранзитной технологии упрощается документооборот, устраняется несколько промежуточных таможенных операций, что сокращает временные затраты субъектов хозяйствования и таможенных органов. Кроме того, исключается необходимость оформления транзитной декларации и сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, снижаются финансовые издержки субъектов хозяйствования, связанные с предоставлением гарантии при транзите, не подразумевается размещение транспортного средства на площадке отстоя.

  • Упрощенная процедура оформления грузов, следующих из стран Евросоюза через республиканский пункт таможенного оформления на внутренний ПТО приграничного транспортно-логистического центра, существенно ускоряет движение товаров. Круглосуточный режим работы, современное программное обеспечение, наличие складов и зоны таможенного контроля позволяют не только сократить таможенные операции, но и оперативно проводить погрузочно-разгрузочные работы.

Время – деньги

Государственный таможенный комитет Беларуси всячески способствует развитию приграничной транспортно-логистической инфраструктуры с пунктами таможенного оформления, где оказывается широкий комплекс услуг для отправителей и получателей грузов.

– В нашей стране приграничная инфраструктура развивается таким образом, чтобы приблизить таможенное оформление к внешним рубежам, исключив излишние формальности, которые бизнес и перевозчики испытывают при процедурах транзита. Такие ТЛЦ позволяют сократить время прибытия груза непосредственно получателю в место назначения, – пояснил председатель ГТК Юрий Сенько, отвечая на вопросы журналистов во время открытия транспортно-логистического центра «Бремино-Берестовица». – Государственный таможенный комитет также получает эффект от применения новых технологий в пунктах таможенного оформления, поскольку задействуется меньшее число сотрудников, а высвободившиеся могут быть перенаправлены на другие напряженные участки. Со своей стороны мы однозначно будем инициировать дальнейшее внедрение в международных автодорожных пунктах пропуска инвестиционных проектов по строительству транспортно-логистических центров, максимально приближая к границе таможенные формальности, которые можно совершить непосредственно при въезде в страну. Тем самым перевозчик сможет доставлять груз в любую точку Беларуси, не подвергаясь каким-либо видам таможенного контроля в пути следования и по месту прибытия.

Сокращение времени доставки товаров и финансовых расходов – основные факторы транзитной привлекательности. Поиск именно этих решений составляет суть государственно-частного партнерства в таможенной сфере в Беларуси. Для наглядности опять же обратимся к бестранзитной технологии. Если раньше перевозчик должен был на границе открыть процедуру таможенного транзита для доставки товара к месту назначения на территории страны, где она закрывалась с досмотром груза и оформлением документов, то теперь это звено исключается. Для белорусского бизнеса, получателя товара это действительно существенный эффект по времени и в деньгах.

Застрельщики идей

По поводу дальнейшего развития применения бестранзитной технологии председатель ГТК выразил видение, чтобы такая возможность оформления охватывала как можно более широкий круг пограничных пунктов, особенно тех, где идет большой транзитный поток товаров в адрес отечественных субъектов хозяйствования.

– Мы изучаем мировую, а также практику ЕАЭС по применению новых технологий таможенного оформления. Если видим, что данные решения эффективны для нашей страны, то однозначно берем их на вооружение, – подчеркнул Юрий Сенько. – За 2019 год Государственным таможенным комитетом проведено восемь экспериментов различного плана, и все они дали положительный результат. Почему это стало возможным? Мы тщательно готовимся, анализируем, дозированно отрабатываем и уже только потом вводим в промышленную эксплуатацию. Наши коллеги из государств-партнеров по ЕАЭС – Казахстана и России, где внедрение и отработка новых механизмов сложнее, поскольку страны большие, предложили белорусской стороне стать неким застрельщиком идей, новелл в таможенной сфере, которые потом могли бы получить распространение в Евразийском союзе. Нам это интересно. Белорусский бизнес на заседаниях общественно-консультативного (экспертного) совета при ГТК также инициирует определенные нововведения. Если это разумно – идем на совместные решения, отрабатываем в экспериментальном порядке. В случае получения положительных эффектов внедряем по всей стране и делимся с нашими коллегами по ЕАЭС.

  • Белорусские таможенные органы находят эффективные решения сохранения баланса между упрощением формальностей и эффективным контролем и ориентированы на максимальное содействие бизнесу.

Александр ЛУЦЕВИЧ, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также