bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Под одной «крышей»

03.09.2018

Под одной «крышей»

Общественные центры логистики – явление не новое. Тем не менее, в условиях глобализации, которая приводит к удлинению торговых путей, они рассматриваются важной составляющей интеграции разных видов транспорта в международную сеть для повышения мобильности товаров, сокращения расходов доставки грузов.

Общественный центр логистики (ОЦЛ) объединяет крупных игроков логистики в одну территориальную единицу, и призван обслуживать, как минимум, два вида транспорта, чаще всего – автомобильный и железнодорожный. Или три, если располагается около аэродрома, морского порта. Поэтому в структуре всегда предусмотрен интермодальный терминал для перевалки грузов с одного транспортного средства на другое. К примеру, выгрузка контейнеров с железнодорожных платформ с последующей доставкой автотранспортом. Важная особенность и в том, что возле ОЦЛ отводится территория для «индустриальной деревни», промышленного парка или свободной экономической зоны, где расположены склады и предприятия, которые пользуются услугами общественного центра логистики.

При финансовой поддержке ЕС

Литва первой из стран Прибалтики проявила интерес к общественным центрам логистики. Такие объекты были открыты два года назад в Вильнюсе и Каунасе при финансовой поддержке со стороны Евросоюза: 26 миллионов евро были направлены на ОЦЛ в Вильнюсе, 21 миллион – в Каунасе. Роль оператора этих проектов выполняют Литовские железные дороги.

Вильнюсский центр расположен на железнодорожной станции Вайдотай с четырьмя подъездными путями для составов и погрузочным оборудованием, рассчитанным на объем обработки до 100 тыс. т грузов в год. Его презентация совпала с завершением строительства участка Вильнюсской объездной автомагистрали, которая соединена с Минским шоссе. Это позволяет направлять грузовые машины в объезд столицы. Теперь здесь приступают к строительству промышленной зоны, под которую отведена территория в 460 га.

В Каунасе ОЦЛ возвели на станции Палямонас, рядом с которой проходит скоростная магистраль Вильнюс-Клайпеда и расположены до 200 предприятий. Стратегическая перспектива проекта связана с завершением прокладки европейской железнодорожной колеи 1435 мм в направлении Польши, что позволит переваливать грузы из Европы, а дальше на восток – уже по рельсам с колеей 1520 мм, или автотранспортом на север – в Латвию, Эстонию и Скандинавию.

В перспективе оба ОЦЛ могут стать трехмодульными, поскольку в нескольких километрах от них находятся Вильнюсский и Кармелавский аэропорты, куда планируется проложить железнодорожные ветки.

– Открытие общественных центров логистики позволяет Литве влиться в общую систему центров логистики Евросоюза, создавая тем самым возможность не только сортировать грузы между отдельными видами транспорта, но и присоединиться к европейским информационным сетям, – прокомментировали в администрации Литовских железных дорог. – Поскольку ОЦЛ формируются рядом с международными транспортными коридорами и важнейшими промышленными объектами, они являются важными звеньями оптимизации работы европейской транспортной системы, а также в трансъевропейских сетях интеграции железнодорожного, автомобильного, морского транспорта.

С подачи «Европлатформы»

В «историческом ракурсе» создание сети ОЦЛ на европейском уровне связано с формированием ассоциации «Европлатформы», в которую входят около 1800 компаний. Вначале объединились национальные логистические ассоциации Франции, Дании, Испании и Италии. Затем к ним присоединились коллеги из Германии, транспортные ассоциации и индивидуальные логистические центры Португалии, Люксембурга, Австрии, Греции, Польши и других стран. Цель этой структуры – обеспечить потребность рынка в трансграничных и международных логистических решениях.

В Евросоюзе поддержали выполненный в рамках «Европлатформы» проект FV-2000 по формированию идеологии новых логистических центров и модернизации уже существующих. FV – это аббревиатура термина Freight Village (дословно – «грузовая деревня»). Сами участники проекта подразумевают следующее: «Freight Village – это территория, на которой вся бизнес-активность, связанная с логистическим сервисом и дистрибуцией грузов, как на региональном уровне, так и в целях обслуживания международного транзита, обеспечивается несколькими независимыми логистическими операторами».

Операторы могут являться собственниками или арендаторами зданий, сооружений и объектов логистической инфраструктуры (склады, контейнерные площадки, офисы, паркинги и т.д.). Осуществляется единое управление ОЦЛ, при этом форма собственности управляющей компании не имеет значения.

Для достижения свободной конкуренции обеспечивается равный доступ ко всем объектам проекта ОЦЛ. На территории имеется вся необходимая коммунальная инфраструктура, система дополнительного обслуживания персонала и оборудования пользователей. Обязательным условием является доступ к территории, как минимум, двух видов транспорта.

Результаты исследования, проведенного ассоциацией «Европлатформы», показали, что транспортные операторы, функционирующие внутри ОЦЛ, достигают более высокой производительности по сравнению с коллегами, работающими вне центра. Также выяснилось, что фирмы внутри общественного центра логистики с большей вероятностью используют интермодальные перевозки.

В основу общественных центров логистики закладывается объединение интересов производственных, крупных логистических (в основном, перевозчиков и экспедиторов) и финансовых компаний, связанных с системным освоением обширных территорий, преимущественно расположенных вдоль панъевропейских транспортных коридоров и тяготеющих к индустриальным центрам.

« »

Читайте также