Проверки на дорогах
24.04.2019
Среди многочисленных задач и функций Транспортной инспекции важнейшим был и остается контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров по территории Беларуси. Основное внимание при этом уделяется выполнению требований законодательства по весогабариту, функционированию разрешительной системы, оплате сбора за проезд, соблюдению водителями режима труда и отдыха.
Предъявите документы
Положением о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Беларуси определен перечень обязательных для проверки у водителей-международников документов, в том числе на транспортное средство, перевозимый груз и прочее. Обязательно наличие свидетельства о профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках грузов, а при доставках опасных грузов – свидетельства ADR.
Еще один важный аспект – соблюдение режима труда и отдыха в соответствии с Европейским соглашением, касающемся работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), к которому наша страна присоединилась в 1993 году. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), за нарушение установленного режима труда и отдыха, требований к его учету предусматриваются штрафные санкции в соответствии со статьей 18.26. В прошлом году контрольные службы Транспортной инспекции привлекли к административной ответственности по ней почти 6 тыс. водителей-международников, выполнявших перевозки грузов, как резидентов Республики Беларусь, так и иностранных. За отсутствие контрольного устройства (тахографа), регистрационных листков (тахограмм) или карточки водителя был наложен штраф на 1,5 тыс. человек.
– Понятно, что главная цель тех, кто за рулем, – как можно быстрее доставить груз, – комментирует приведенные данные заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта Сергей Глембовский. – Зачастую водители осознанно идут на нарушение режима труда и отдыха, но именно усталость, потеря концентрации внимания становятся основной причиной ДТП.
Еще одно из серьезных нарушений, контролируемых Транспортной инспекций, – выполнение международных автомобильных перевозок грузов по территории Беларуси без соответствующего разрешения. При установлении таких фактов виновный привлекается к ответственности по части 1 статьи 18.42 КоАП. В 2018-м были оштрафованы почти 140 водителей.
– По многим вопросам мы пересекаемся с другими управлениями инспекции, которые также осуществляют контроль на автодорогах, – поясняет Сергей Викторович. – Наше подразделение больше внимания уделяет проверке сопроводительных документов, техническому состоянию транспортных средств, наличию отметки о прохождении техосмотра. У водителей белорусских транспортных предприятий проверяем также наличие медицинского освидетельствования.
Грубым нарушением законодательства является выполнение автомобильных перевозок транспортным средством, не прошедшим техосмотр. Ежедневно в Транспортную инспекцию поступает актуальная информация от таможенных органов по пересекающим границу автомашинам. Эти сведения сопоставляются с базой данных УП «Белтехосмотр», что существенно повышает эффективность контрольных мероприятий. При выявлении нарушения, во-первых, лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на линию, привлекается к административной ответственности, во-вторых, в Минтранс, как лицензирующий орган, направляются материалы для прекращения действия лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта. В 2018-м зафиксирован 121 факт, а годом ранее – 176. Это говорит о повышении ответственности перевозчиков к обеспечению безопасности, эффективности профилактических мероприятий.
По словам Сергея Глембовского, их управление в последнее время делает ставку на аналитику нарушений, что позволяет проводить контрольную деятельность более целенаправленно и инициировать углубленные проверки именно тех перевозчиков, у которых зафиксированы неоднократные факты несоблюдения транспортного законодательства.
Без перегруза
Весогабаритный контроль Транспортная инспекция Беларуси осуществляет только в отношении грузовых автомобилей общей массой свыше 12 тонн.
– От превышения допустимых нагрузок на ось страдают дороги, негабаритные транспортные средства представляют опасность для жизни людей, – расставляет акценты заместитель начальника управления весогабаритного контроля Александр Сурма.
Число грубых нарушений из года в год уменьшается, тем не менее небольших огрехов хватает. Превышение в несколько сотен килограммов вроде бы мелочь, но это тоже нарушение, которое в том числе наносит ущерб дорожному покрытию.
– Если зафиксирован перегруз и отсутствует специальное разрешение на движение, налагается административный штраф от 5 до 50 базовых величин, плюс возмещение ущерба, нанесенного дорогам общего пользования, – уточняет Александр Анатольевич. – Транспортное средство задерживается до получения спецразрешения, а также внесения всей причитающейся оплаты, сумма которой с повышающим коэффициентом весьма высока. Поэтому от лица Транспортной инспекции настоятельно рекомендуем перевозчикам действовать в рамках законодательства. Выдает спецразрешение РУП «Белдорцентр», позаботиться о его получении необходимо еще до въезда на территорию Беларуси, особенно при перевозке неделимого груза, который невозможно разместить в кузове транспортного средства с соблюдением всех требований распределения нагрузки по осям.
Еще один важный аспект – соответствие размера штрафных санкций степени вины каждого из участников перевозочного процесса.
– До внесения изменений в КоАП в январе 2018 года штраф для водителя составлял от 20 до 50 базовых, – поясняет Александр Сурма. – Мы ратовали за градацию наказания, к примеру, как в России: на водителя – меньшая сумма, на предприятие-перевозчика и грузоотправителя – существенно больше, что подвигает всех участников процесса доставки к соблюдению установленных требований. В Беларуси грузоотправитель вообще не несет никакой ответственности, вина ложится в основном на водителя, который, безусловно, обязан проследить за грамотным размещением товара в кузове транспортного средства для соблюдения распределения нагрузок по осям.
На итоговой коллегии Минтранса в феврале текущего года приводились такие данные. При осуществлении весогабаритного контроля за 2018 г. выявлено 12,95 тыс. единиц транспорта, следующего с превышением допустимых параметров.
Проехал – заплати
В Беларуси взимается плата за проезд по платным участкам дорог транспортных средств (грузовики, автобусы, дома на колесах) с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонн.
– Санкции в случае нарушения действующего порядка очень серьезные, даже для крупных международных компаний – 260 евро за каждый факт, а формируется нарушение каждые два часа, – подчеркивает начальник управления контроля на платных дорогах Юрий Супранович. – Однако можно с уверенностью сказать, что автотранспортники уже осознают степень ответственности. Если в августе 2013 года (начало эксплуатации системы BelToll) фиксировалось более 1000–1500 нарушений за сутки, то сейчас – до 100.
А вот данные по годам: 2013-й – 186 тыс. нарушений, 2014-й – 122 тыс., 2015-й – 80 тыс., 2016-й – 62 тыс., 2017-й – 51 тыс., 2018-й – 43 тыс. Тенденция снижения, как говорится, налицо. И это несмотря на увеличение протяженности платных участков автодорог с 816 км в 2013 году до 1726 км в настоящее время.
Но это не повод для снижения бдительности. Юрий Степанович убежден, что при формировании любого нарушения главнейшую роль играет человеческий фактор, и это требует постоянного присутствия специалистов инспекции на линии. К тому же достаточно большой процент нарушений наблюдается со стороны нерезидентов, с которыми сложнее решать вопросы урегулирования ответственности.
В данном виде контроля также наблюдается уклон в сторону аналитики, чему способствует сама система BelToll. Инспектор, который мониторит ситуацию под Минском, по компьютеру в автомобиле на линии может получить полную информацию о транспортном средстве независимо от места пересечения границы.
Без разрешения доставки нет
Одна из функций Транспортной инспекции – выдача разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств. Квоту распределяет комиссия Минтранса.
С этого года по всей стране в режиме онлайн начала работать новая программа, что позволило перевозчикам получать «дозволы» в любом филиале, независимо от «прописки». Кроме того, с апреля планируется организовать ежедневный (без выходных) 12-часовой график работы отдела выдачи разрешений филиала по Минску и Минской области.
Нельзя не упомянуть и о вступившей в силу Инструкции о порядке распределения, выдачи и использования разрешений. По мнению перевозчиков, это весьма прогрессивный шаг, поскольку направлен на совершенствование порядка распределения дефицитных «дозволов».
– В период с 19 февраля по 4 марта на сайте инспекции международные автоперевозчики информировали нас о своих намерениях в получении разрешений на очередной квартал, – комментирует начальник управления разрешительной системы и цифрового тахографа Антон Александров. – Количество причитающихся каждому из них дефицитных разрешений теперь рассчитывается по новой, расширенной формуле. Одна ее часть учитывает количество, которое получено за последние шесть месяцев в общем объеме выданных перевозчикам разрешений соответствующего вида. Вторая – отражает долю транспортных средств предприятия на конец отчетного периода в общем количестве транспорта всех перевозчиков, изъявивших намерение получить разрешение.
В последнее время выдача разрешений ежегодно увеличивается в среднем на 8–9% и составляет в общем значении до 670 тысяч. В настоящее время соглашения о международном автомобильном сообщении заключены с 44 странами.
– В Беларуси более двух тысяч перевозчиков и у многих возникают различные вопросы к Транспортной инспекции, – подытоживает Антон Александрович. – В наше управление ежедневно поступает до 50 звонков. Одни интересуются новой инструкцией, другие хотят удостовериться в правильности заполнения на сайте формы об участии в распределении разрешений на следующий квартал. Кто-то спрашивает об остатках разрешений, наличии бланков по областям…
Татьяна АЗАРЕВИЧ, журнал «Транспорт & Транзит»