bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Транзит через Польшу: пан спросит строго

19.07.2021

Транзит через Польшу: пан спросит строго

Автомобильные перевозки в Польше без преувеличения можно считать областью хозяйственной деятельности, участники которой наиболее тщательно контролируются государственными органами, а при обнаружении нарушения наказываются существенными денежными штрафами. Транспортной инспекцией страны в текущем году ужесточен контроль на дорогах коммерческого автотранспорта. Это новые вызовы для международных перевозчиков, к которым надо быть готовыми, чтобы не столкнуться с проблемами и незапланированными расходами.

  • Помимо закона о дорожном движении, объектом регулирования которого являются в том числе грузовые машины, в Польше на протяжении почти 20 лет существует специальный правовой акт о дорожном транспорте. Документом определяются порядок контроля деятельности автоперевозчиков и меры ответственности за допущенные нарушения.

Контролем грузовых автоперевозок в Польше занимаются полиция, пограничная служба, таможня и администрации дорог. Но основной является транспортная инспекция, задача которой – контролировать исполнение требований закона о дорожном транспорте, соблюдение водителями режима труда и отдыха. Она обладает необходимыми инструментами и оборудованием для обнаружения возможных нарушений. Данные с тахографа оперативно считываются с помощью современных компьютерных программ. Диагностический тестер ОВD позволяет быстро оценить техническое состояние систем автомобиля. Дымомер измерит выхлопные газы, сонометр определит уровень шума выхлопной системы, лазерный пирометр – температуру тормозных дисков, высоту и длину транспортного средства. Также с применением специальных приспособлений проверяется топливо.

Среди международных перевозчиков бытует мнение, что польская транспортная инспекция особо строго относится к иностранцам. Это не совсем соответствует действительности. За нарушения национальные транспортники также подвергаются высоким штрафам. Причем не только на дороге. Документация и деятельность фирмы за календарный год проверяются и непосредственно на предприятии. По результатам может быть наложен штраф свыше 30 тысяч злотых, а то и вовсе отозвана лицензия перевозчика, что влечет прекращение деятельности компании.

Тем не менее при контроле транспортных средств на дороге привлечение к ответственности и взимание штрафов происходят совершенно по-разному. Так, при выявлении нарушения в отношении польского водителя возбуждается административное производство. Оно ведется двумя инстанциями с возможностью обжалования решения в суде. По завершении контроля перевозчик, не оплачивая штраф, может продолжить движение по маршруту. Иностранный водитель должен сразу внести залог в размере возможного максимального штрафа. Если он не располагает достаточными для этого финансовыми средствами, автосцепка за его счет будет отбуксирована или сопровождена на охраняемую стоянку, где оплата за пребывание седельного тягача и прицепа взимается по отдельности. В случае отсутствия оплаты в течение месяца транспортное средство может быть продано. Ранее понесенные расходы не возмещаются.

Кроме того, в случае выявления нарушения перевозчика, согласно КоАП, могут подвергнуть штрафу в размере до двух тысяч злотых. Процедура наложения является упрощенной. Полицейский или работник инспекции дорожного транспорта оценивает ситуацию и предлагает осуществить уплату. Если виновный не соглашается, дело должно рассматриваться в судебном порядке. Гражданина Польши либо лицо с правом на постоянное жительство в стране при подобных обстоятельствах отпускают: позже его вызовут в суд, а там – как сложится.

Иностранный водитель может быть задержан до момента рассмотрения дела в суде, как правило, на 24 часа. Транспортное средство при этом за счет перевозчика размещается на охраняемой стоянке. Данная процедура не всегда проходит по такому сценарию. Иногда вместо задержания изымаются паспорт, водительские права и другие документы, связанные с осуществлением доставки груза.

Важно знать, что, соглашаясь на штраф (mandat karny), перевозчик впоследствии не может подать апелляцию о его уменьшении или возврате. Максимальная сумма за выявленное нарушение при контроле на дорогах Польши не может превышать 12 тысяч злотых.

Представители контрольных служб имеют моральное преимущество и нередко оказывают давление, чтобы водитель признал штраф. Если последний не ориентируется в польском законодательстве или доставляет скоропортящийся груз, когда на счету каждая минута, то стрессовая ситуация только усиливается.

Директор фирмы TSW-POL Вадим Лебедев рассказал об одном из таких случаев. Инспектор дорожного транспорта, обнаружив достаточно много фактов несоблюдения водителем режима труда и отдыха, предложил ему оплатить каждое нарушение в отдельности без возбуждения административного дела. В итоге по упрощенной процедуре было выписано более 10 штрафов на сумму около 35 тысяч злотых, которые невозможно опротестовать. Если бы водитель изначально отказался, то суд, приняв во внимание различные факторы, в том числе семейное и материальное положение, не вынес такого сурового наказания. Минус ситуации – в том, что до заседания перевозчику, скорее всего, пришлось бы провести ночь в полицейском участке.

Можно выделить следующие нарушения, за которые контролирующими органами Польши чаще всего выписываются штрафы:

  • ошибки в оформлении польского разрешения. В частности, незаполненные обязательные графы указания веса груза или регистрационных номеров транспортного средства трактуются инспектором как отсутствие дозвола. В итоге – залог/штраф в размере 12 тысяч злотых плюс оплата полицейского паркинга и сопровождения к нему. Дальнейшее движение по маршруту возможно только после заполнения нового разрешения, на доставку которого в Польшу потребуется время. Опротестовать штраф и вернуть потраченные средства в этом случае невозможно;
  • несоблюдение режима труда и отдыха. Поскольку инспекция дорожного транспорта имеет право контролировать все документы, связанные с перевозкой, данное нарушение чаще выявляется именно по ним, а не по показаниям тахографа.

В случае схемы доставки груза двумя водителями (один – до границы, второй – после) важно знать, что порядок контроля на выезде за рубеж изменился. Теперь недостаточно предоставить бланк подтверждения деятельности водителя о его нахождении в отпуске. Если, например, второй член экипажа сел в машину в Смоленске, а груз – из Нижнего Новгорода, то польский инспектор потребует объяснения и документального подтверждения того, каким образом водитель оказался в Смоленске. Это могут быть прописка в данном городе, наличие там филиала предприятия, билет на поезд или автобус и прочее. Если водителя привезли на легковой машине, то он должен на распечатке ленты тахографа указать время поездки как другой период нахождения на рабочем месте («конверт»). Кроме того, в качестве дополнительного подтверждения рекомендуется составлять акт передачи транспортного средства между членами экипажа. В противном случае возможен штраф за использование двух карт водителя;

  • техническое состояние транспортного средства. Проблемы возникают при проверке резины на колесах, тормозов, лобового стекла (сколы и трещины), освещения, системы AdB При обнаружении неисправности инспектор изымает свидетельство о регистрации. Потребуется произвести необходимый ремонт, а затем пройти ТО в специализированном центре (платная услуга). Только после получения справки о соответствии технического состояния транспортного средства требуемым нормативам свидетельство о регистрации будет возвращено и возможно дальнейшее движение по маршруту;
  • отсутствие доверенности на управление транспортным средством от собственника компании;
  • перегруз по осям. Служебные автомобили транспортной инспекции оснащены новым типом переносных динамических весов, которые позволяют измерить показатели за один проезд автосцепки.

Несколько советов водителю при осуществлении контроля транспортной инспекцией.

Не паниковать и не выходить из кабины. Ответственность за происходящее во время контроля лежит на инспекторе. На тахографе установить режим работы «молотки».

Представлять только документы, которые потребует инспектор. При этом рекомендуется составить их перечень.

Кабину покидать только в светоотражающем жилете, например, для участия в процедуре визуального осмотра транспортного средства.

В случае выявления нарушения воспользоваться правом внесения залога.

Протокол следует подписывать, только когда знаете язык и понимаете смысл изложенного. В поле «Замечания и причины отказа от подписания протокола» надо сделать запись: «Не понимаю».

Не конфликтовать. Не поддаваться всевозможным «страшилкам». Не предлагать взятку, за это – депортация и аннулирование визы.

При установлении превышения допустимых весовых параметров обязательно требовать повторного взвешивания.

И помните, что транспортная инспекция Польши не имеет права проводить обыск в машине, это – компетенция полиции.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также