Восток – дело тонкое
09.12.2022
С введением санкций и закрытием европейских границ белорусский и российский товаропотоки развернулись в страны Средней Азии и Закавказья. Однако восточный логистический рынок существенно отличается от западного.
Международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди своих пользователей, чтобы выяснить, с какими сложностями чаще всего им приходится сталкиваться. Каждый десятый успешно работает со странами Средней Азии и Закавказья, не испытывая особых проблем. Еще 13% только присматриваются к восточному вектору. Высокую конкуренцию отметили 19% респондентов, а 23% обеспокоены вопросами безопасности водителей и доставляемых грузов. Низкий уровень комфорта, отсутствие инфраструктуры и придорожного сервиса назвали 26% участников. Наиболее распространенными проблемами являются непонятный документооборот и задержки с оплатой, на что обратили внимание 29% опрошенных.
В своих комментариях грузоотправители сетуют на высокие ставки фрахта, несмотря на жесткую конкуренцию. Сами же перевозчики особо выделяют плохое качество дорог. Среди конкретных проблемных аспектов – пропускная способность КПП «Верхний Ларс», стоимость казахстанского и монгольского ОСАГО, отсутствие полноценной возможности документальной проверки надежности перевозчиков по направлениям Армения, Турция, Азербайджан.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Татьяна Солдатенко, директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси»:
Часто заказчики оказываются не готовы к ставкам, по которым могут работать перевозчики. Но у высоких цен есть объективные причины: доставки грузов в эти регионы связаны с большими затратами.
Популярность направления в Среднюю Азию и Закавказье только растет, и такая тенденция, скорее всего, сохранится в дальнейшем. С одной стороны, этому способствует хорошая рентабельность для перевозчиков, с другой – укрепление партнерских торговых отношений со странами Востока. А вместе с увеличением товарооборота между государствами упрощается и бюрократическая составляющая логистики – выдаются дополнительные разрешения, оптимизируются трансграничные процедуры.
Во многих странах осознают рост своей значимости в логистических цепочках и заинтересованы в том, чтобы максимально использовать транзитный и экспортный потенциал, определив данный приоритет на государственном уровне. Значит, можно рассчитывать на решение вопросов с качеством дорог, безопасностью и комфортом водителей. В отношении проблем документооборота и задержек оплаты отмечу, что на среднеазиатском рынке видно резкое увеличение спроса на автоматизацию процессов и цифровые инструменты. Так, только на «Бирже ATI.SU» в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане количество зарегистрированных пользователей за этот год значительно выросло. А использование онлайн-площадок, инструментов автоматизации и цифровизации напрямую влияет на повышение прозрачности всех этапов логистических процессов. В том числе, упрощает документооборот и позволяет проверять контрагентов на надежность.