bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

За лицензию спрос особый

25.01.2023

За лицензию спрос особый

С 1 января вступил в силу Закон Республики Беларусь от 04.10.2022 № 213-З «О лицензировании». До его принятия данная сфера определялась Положением, утвержденным Указом от 01.09.2010 № 450. Рассмотрим ответственность за нарушение осуществления лицензируемого вида деятельности в области автомобильного транспорта.

Перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании определен в статье 64 закона:

  • неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем транспортного средства, не прошедшим обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), предрейсовое медицинское обследование перед началом работы и иные медицинские обследования;

Ответственность по статье 18.22. КоАП: допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо водителя, не прошедшего в предусмотренном законодательством случае обследование или контроль, либо лица, не имеющего права управления транспортным средством, влечет наложение штрафа в размере от восьми до 45 базовых величин. В случае совершения повторного правонарушения в течение года после наложения взыскания – штраф в размере от 15 до 50 базовых величин.

  • неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев) привлечение к осуществлению лицензируемого вида деятельности водителя транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям к уровню подготовки;
  • выпуск на линию транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается его участие в дорожном движении (перечень неисправностей установлен Приложением 4 к Правилам дорожного движения, утвержденным Указом от 28.11.2005 № 551);

Ответственность по статье 18.11. КоАП: управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и (или) задними габаритными огнями (в темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости) влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин. Кроме того, может быть ответственность по статье 18.21 КоАП, предусматривающая от четырех до шести базовых величин.

  • выполнение автомобильной перевозки с использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к участию в дорожном движении либо переоборудованного с нарушением требований законодательства (следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственного технического осмотра, утвержденным Постановлением Совета Министров от 30.04.2008 № 630 (в редакции от 15.09.2022). Транспортные средства, самоходные машины, переоборудованные с изменением весовых, габаритных и иных параметров, оборудованные проблесковыми сигналами (маячками) и (или) специальными звуковыми сигналами, которые не предусмотрены технической документацией организации-изготовителя, должны соответствовать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза;

Статьей 18.21. КоАП предусмотрена ответственность за допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, имеющего неисправности, при наличии которых его участие в дорожном движении запрещено, либо переоборудованного без соответствующего разрешения, либо не зарегистрированного в установленном порядке, либо в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, в размере от четырех до шести базовых величин.

Статья 18.11 КоАП: эксплуатация в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, если собственником (владельцем) такого транспортного средства является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 базовых величин.

  • выполнение автомобильной перевозки без заключения в случаях, предусмотренных законодательными актами, договора обязательного страхования – подробнее см. комментарий к перечню лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

Осуществление перевозки пассажиров и багажа либо перевозки опасных грузов без заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами или гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 12.19 КоАП в размере до 300 базовых величин на юридическое лицо, до 150 базовых величин – на индивидуального предпринимателя.

Эксплуатация в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого его владельцем не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если его собственником (владельцем) является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, влечет ответственность по статье 18.19. КоАП в размере от 10 до 15 базовых величин, а при совершении ДТП – от 15 до 25 базовых величин.

  • выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.

К ранее обозначенным грубым нарушениям законодательства о лицензировании, указанным в пункте 124 положения, добавилось такая норма, как допуск к автомобильной перевозке водителя в нарушение установленного законодательством режима труда и отдыха. При выполнении внутриреспубликанских перевозок грузов и пассажиров следует руководствоваться Положением о рабочем времени и времени отдыха, утвержденном постановлением Минтранса от 25.11.2010 № 82 (в редакции от 19.04.2018 № 13). В отношении водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного 1 июля 1970 года в Женеве. Нарушение водителем транспортного средства установленного режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки влечет наложение штрафа в размере от пяти до 25 базовых величин (статья 18.23. КоАП).

За нарушение лицензионных требований перевозчик может понести административную, уголовную ответственность, а также лишиться возможности осуществления вида деятельности.

Лицензирующий орган вправе применить к лицензиату следующие меры воздействия: вынесение предписания об устранении нарушений законодательства о лицензировании, приостановление или прекращение лицензии. При выявлении фактов нарушения законодательства о лицензировании Минтранс выносит предписание об их устранении с определением срока, который не может превышать шести месяцев. При грубых нарушениях лицензия может быть приостановлена на срок не более полугода. В случае повторного в течение 12 месяцев нарушения вновь выписывается предписание об устранении, либо лицензия приостанавливается, или прекращается ее действие.

Помимо принятия решения о вынесении предписания или приостановления лицензии, Минтранс в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности вправе принять решение о проведении мониторинга, включении в план выборочных проверок, назначении внеплановой проверки.

Минтранс приостанавливает лицензию на срок до шести месяцев, если в установленный в предписании срок не устранены выявленные нарушения и (или) субъект хозяйствования письменно не уведомил об этом. Решение о прекращении лицензии принимается в случаях, когда в установленный в предписании срок не устранены выявленные нарушения, повлекшие за собой приостановление лицензии, письменно не уведомлено об этом либо продолжается осуществление лицензируемого вида деятельности в период его приостановления.

Если лицензия прекращается, обратиться за повторным ее получением можно по истечении одного года со дня вступления в силу ранее принятого решения.

Помимо указанных случаев, по решению Минтранса лицензия прекращается:

  • при реорганизации лицензиата, если он не обратился за изменением лицензии в месячный срок со дня государственной регистрации вновь созданного юридического лица либо ранее получил отказ в изменении лицензии;
  • при недостоверности представленных ее соискателем сведений;
  • если лицензиат включен в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности.

Помимо прекращения действия лицензии, субъект хозяйствования может быть подвергнут штрафу в соответствии со статьей 13.3. КоАП в размере до 500 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, а на индивидуального предпринимателя – от 10 до 200 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации. Кроме того, такой же ответственности будут подвергнуты субъекты, которые осуществляют лицензируемый вид деятельности без лицензии, в том числе после ее прекращения.

Наряду с административной предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства в области лицензирования. Статьей 233 УК установлена ответственность в виде штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, сопряженная с получением дохода в крупном размере, т.е. в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, а в особо крупном размере – в две тысячи и более раз превышает размер такой базовой величины.

Изменен перечень долицензионных требований, которым должен соответствовать соискатель. Он определен статьей 62 закона.

В частности, теперь для получения лицензии на выполнение международных автомобильных перевозок грузов недостаточно представить документы только на тягач (механическое транспортное средство). Необходимо также доказать наличие на праве собственности или ином законном основании либо грузового автомобиля, либо состава транспортных средств (тягача и полуприцепа).

Нововведением является требование к финансовому состоянию соискателя лицензии. Так, для его подтверждения автомобильный перевозчик, выполняющий международные доставки грузов, должен иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основные средства и иные активы, стоимость которых эквивалентна сумме не менее 9 тыс. евро (по официальному курсу Национального банка) на одно грузовое транспортное средство и 5 тыс. евро на каждое последующее (для юридического лица), а индивидуальный предприниматель – имущество (за исключением жилых домов, жилых помещений (квартиры, комнаты), долей в праве собственности на жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) на эту же сумму.

Подтверждением являются: для юридических лиц – бухгалтерский баланс; индивидуальных предпринимателей – документы о наличии в собственности указанного выше имущества. Документы передаются в Министерство транспорта и коммуникаций или в уполномоченную им организацию.

Для юридического лица установлено требование наличия в штате ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным Постановлением Совета Министров от 30.06.2008 № 971. Индивидуальный предприниматель, если он сам является ответственным лицом, может не иметь специального образования, но должен пройти курс по выполнению автомобильных перевозок в соответствии с программой, утверждаемой Минтрансом.

Ответственный за организацию и выполнение автоперевозок обязан повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет по специальным программам подтверждения профессиональной компетентности.

_______________

Теперь обратимся к статье 63 закона, в которой определены условия ее осуществления.

Отныне на все перевозки, а не только пассажиров в регулярном сообщении, распространяется требование их выполнения на транспортных средствах, находящихся во владении/пользовании лицензиата на праве собственности или ином законном основании. Ранее действовавший запрет перевозок пассажиров в регулярном сообщении по договору аренды «с экипажем» распространен и на все другие виды.

Обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), предрейсовое медицинское обследование водителей перед выполнением автомобильных перевозок пассажиров.

Данное требование установлено статьями 23 и 34 Закона «О дорожном движении». Это разные понятия.

Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования (переосвидетельствования) определен постановлением Минздрава от 05.09.2022 № 95. Водитель, не прошедший его по истечении 60 дней со дня выдачи соответствующего направления, считается не имеющим права управления механическими транспортными средствами. Контроль за своевременностью прохождения осуществляется в том числе нанимателем при приеме на работу и в период трудовых отношений.

Постановлением Минздрава от 03.12.2002 № 84 утверждена Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов). Это прерогатива медработника, прошедшего обучение по предрейсовому медицинскому обследованию и состоящему в штате юридического лица либо на договорной основе между субъектом хозяйствования и организацией здравоохранения.

Допуск к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей после проведения предрейсового контроля на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ.

Изменениями в статью 34 Закона «О дорожном движении» (вступили в силу с 22.09.2022) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с выполнением международных автоперевозок грузов, проводят контроль состояния водителей перед выездом в рейс с использованием приборов для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин) для выявления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ. Порядок действий устанавливается Минтрансом и Минсельхозпродом по согласованию с Минздравом. Для внутриреспубликанских перевозок грузов можно руководствоваться Инструкцией, утвержденной совместным постановлением Минтранса и Минсельхозпрода от 09.07.2013 № 25/28 (в ред. от 21.03.2016 № 11/12). Контроль осуществляется уполномоченным работником организации.

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, имеющих разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

В соответствии со статьей 34 Закона «О дорожном движении» юридические лица и ИП в целях обеспечения безопасности обязаны осуществлять контроль за соответствием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин обязательным требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС. Учитывая, что с 26.02.2018 путевой лист, где раньше отражались такие данные, может не оформляться, рекомендуется результаты контроля технического состояния фиксировать в журнале, состав сведений и порядок заполнения которого может быть утвержден руководителем самостоятельно.

Заключение договора обязательного страхования при выполнении автомобильной перевозки.

Данное положение является новым лицензионным требованием. Перечень видов обязательного страхования изложен в пункте 4 Положения о страховой деятельности, утвержденного Указом от 25.08.2006 № 530. При выполнении автомобильной перевозки субъект обязан заключить договоры по обязательному страхованию гражданской ответственности:

  • владельцев транспортных средств;
  • перевозчика перед пассажирами;
  • перевозчика при доставке опасных грузов.

Учитывая, что перечень этот расширенный, то законами или актами Президента Республики Беларусь могут быть определены иные виды обязательного страхования.

Заключение договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.

Это также новое положение. Обязанность заключения договора предусмотрена статьей 22 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» для организаций их выполняющих, за исключением международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. При этом возмжно заключение в соответствии с законодательством договора автомобильной перевозки пассажира.

Расширены требования к водителям, осуществляющим лицензируемый вид деятельности.

Он должен иметь:

  • право управления соответствующим транспортным средством соответствующей категории (ранее это не было предусмотрено, хотя подразумевалось);
  • уровень профессиональной подготовки, соответствующий установленным Совмином требованиям.

При перевозке пассажиров и грузов в международном сообщении водитель каждые 5 лет обязан проходить обучение на профессиональную компетентность в рамках обучающих курсов в соответствии с образовательной программой, утверждаемой Минтрансом.

Водитель должен состоять в штате автомобильного перевозчика. Это еще одно новое требование, на которое нужно обратить внимание тем, кто привлекал для работы по гражданско-правовым договорам. Теперь с водителями, выполняющими лицензируемый вид деятельности в области автомобильного транспорта, должны быть заключены трудовые договоры (контракты).

« »

Читайте также