bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Женщины за рулем большегрузов?

23.06.2022

Женщины за рулем большегрузов?

По оценке Международного союза автомобильного транспорта, в текущем году ожидается 40-процентный рост дефицита водителей-международников.

  • Умберто де Претто, генеральный секретарь IRU: «Хроническая нехватка коммерческих водителей усугубляется, миллионы вакансий по всему миру остаются незаполненными. Это подвергает и без того напряженную экономику инфляционным рискам, приводит к сбоям в цепочках поставок. Данная ситуация угрожает функционированию автомобильного транспорта, торговле и в конечном счете занятости и благосостоянию граждан».

Проведенный IRU опрос показывает, что количество незаполненных вакансий коммерческих водителей продолжает расти тревожными темпами по всему миру. Напряжение на рынке труда формируют высокий постпандемический спрос, падение заработной платы занятых в этой сфере деятельности, тяжелые условия труда, санкционные ограничения доставок грузов в восточноевропейском направлении, демографический кризис, вызванный увеличивающимся разрывом между молодыми и пожилыми водителями.

В Европе нехватка дальнобойщиков выросла на 42%, при этом в Румынии количество открытых вакансий достигло 71 тыс., Польше и Германии – 80 тыс., Великобритании – 100 тыс.

Сектор пассажирских перевозок в лучшей ситуации. В Европе вакантны 7% должностей водителей автобусов, а к концу года прогнозируется рост не более чем на процент.

Сегодня под сферу международных автоперевозок грузов заложена демографическая бомба замедленного действия. Молодые водители грузовиков до 25 лет составляют всего 6–7% общего числа. При этом старше 55 – в Европе около трети, а средний возраст в целом – 47 лет.

Увеличивающаяся возрастная разница особенно серьезна для пассажирских перевозок. В Европе только 3% находящихся за рулем автобусов моложе 25, что вдвое меньше, чем в целом по транспортному сектору. Водители старше 55 лет составляли 32% рабочей силы, при этом средний возраст по сектору – 50 лет.

Поскольку в некоторых европейских странах безработица среди молодежи превышает 30%, ее привлечение в сферу автоперевозок должно быть доступным. Пока же минимальный возраст для профессиональных водителей в большинстве случаев составляет 21 год или выше. С целью раскрытия потенциала этой специальности как глобального двигателя занятости Международный союз автомобильного транспорта придерживается мнения об установлении возможности вхождения в профессию с 18 лет.

Среди водителей грузовиков во всех регионах женщины сегодня составляют менее 3%, а за рулем автобусов в Европе – более 12%.

– Правительствам и органам власти следует привлекать в профессию водителя большее число женщин. Особенно с учетом новых технологий, повышения безопасности и стандартов соответствия, – отмечает генеральный секретарь IRU Умберто де Претто.

В Беларуси намерены пересмотреть список тяжелых работ с вредными условиями, на которые запрещается привлечение женщин. Минздрав и Минтруда готовят соответствующий нормативный правовой акт.

– Этот перечень существует не для того, чтобы каким-то образом ущемить права женщин. Наоборот, ставится задача защитить их здоровье, в первую очередь репродуктивное, – поясняет начальник управления Министерства труда и соцзащиты Иван Карчевский. – Для них установлены более щадящие нормы в отношении подъема и перемещения вручную тяжестей, допустимых уровней шума, вибрации, других нагрузок. По мере развития технологий ситуация с условиями труда меняется, по ряду профессий они значительно улучшаются, и больше нет смысла сохранять запрет.

Предварительно решено сократить в списке 93 профессии, в том числе допустить к работе водителем грузового автотранспорта женщин. В Европе, кстати, это разрешено, и наши соотечественницы работают в зарубежных компаниях. Согласно статистике, в странах ЕС примерно каждый четвертый за рулем фуры – представительница прекрасной половины человечества.

В опросе, проведенном среди белорусских транспортных компаний, зарегистрированных на международной бирже автомобильных грузоперевозок ATI.SU, почти 22% пользователей на вопрос о готовности взять на работу дальнобойщиком женщину ответили категорическим отказом. Еще 19% оценили это положительно, а 69% выбрали вариант «Не имеет значения – женщина или мужчина, главное, чтобы был профессиональный подход к делу». Несмотря на такие позитивные в плане толерантности результаты, вариант «В компании уже работают женщины-дальнобойщицы» не выбрал никто из опрошенных.

– Требуется принятие безотлагательных решений. Увеличение инвестиций в улучшение условий труда, развитие сети безопасных парковок для отдыха в дальних рейсах. Эти и другие меры поддержки привлекут в профессию молодое пополнение и женщин, – уверен генеральный секретарь IRU Умберто де Претто. – В противном случае проблема нехватки водителей в сфере международных автомобильных перевозок грузов будет обостряться и в конечном итоге непоправимо нарушит жизненно важные сети мобильности.

Александр ЛУЦЕВИЧ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также