bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

На пути восстановления

27.03.2024

На пути восстановления

Под давлением санкционной политики со стороны ЕС предприятия международного автомобильного транспорта Гомельской области, равно как и их коллеги из других регионов страны, работают сегодня в сложных условиях. Тем не менее они находят новые формы и методы развития своей деятельности, осваивают направления перевозок грузов, способные компенсировать утерянные доходы от накатанных западноевропейских маршрутов. Об этом шел заинтересованный разговор на заседании регионального совета членов Ассоциации «БАМАП».

В Гомельском представительстве Ассоциации «БАМАП» зарегистрированы 42 организации, имеющие допуск к процедуре МДП и осуществляющие перевозки грузов в международном сообщении. В их активе – 488 единиц автотранспортных средств. На предприятиях международного транспорта работают 1383 водителя.

В формате видеоконференции к участникам совещания обратился председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой. Он констатировал, что гомельчанам удалось адаптироваться к изменениям внешнеэкономических условий деятельности – найти свою нишу, освоить новые рынки. Преодолеть негативные тренды и встать на путь восстановления показателей экономической и транспортной деятельности во многом помогло наращивание экспортных доставок в Россию, объем которых составляет порядка 70%. Значительный вклад в прирост экспорта транспортных услуг области вносят ОДО «Белэкс и К», ТУП «Металлургтранс», ОАО «ГомельАТЭП», ООО «Витахауз» и другие.

Невзирая на сокращение рынка перевозок в среднем на 10%, уменьшение количества автомобилей, задействованных на международных перевозках, преимущественную работу с отечественным производителем, выручка предприятий гомельского региона увеличилась на 57%. Грузооборот вырос более чем на 14%, составив десятую часть общего показателя по стране.

Определяя задачи на текущий год, Николай Боровой обратил внимание, что задание по росту экспорта услуг международного грузового автомобильного транспорта сформировано на уровне 105%. Это подразумевает необходимость дополнительного осуществления порядка 45 тыс. перевозок. Для достижения следует в первую очередь принять меры по обновлению подвижного состава, решать проблему дефицита профессиональных водителей.

– В нынешней ситуации, когда доходы от транспортной деятельности невысокие, мы должны думать об оптимизации финансовой составляющей, продолжать работу по снятию административных барьеров. Дирекция ассоциации всегда открыта для предложений ее членов, готова их рассматривать и обсуждать, – подчеркнул руководитель республиканского некоммерческого объединения международных автоперевозчиков.

Об итогах деятельности международного автомобильного транспорта Гомельской области за прошлый год и дальнейших перспективах развития проинформировал в своем выступлении директор регионального представительства «БАМАП» Сергей Никитин. Если в начале 2023-го отмечались простои транспортных средств компаний-перевозчиков, в частности, в мае – порядка 20%, то во втором полугодии за счет кардинальной перестройки логистических процессов ситуация изменилась к лучшему. Увеличилось количество доставок в направлении России, Турции, Узбекистана, Туркменистана, Казахстана. Одни переориентировались на двусторонние перевозки, другие во взаимодействии со своими дочерними структурами за рубежом перешли на работу по принципу перегрузки, используя для совершения таких операций специально установленные места вблизи погранпереходов с ЕС. А ОДО «Белэкс и К» начало осуществлять доставки в направлении Монголии и Китая, в том числе по процедуре МДП.

Анализируя состояние дел, спикер обозначил проблемы несвоевременных расчетов со стороны заказчиков за услуги перевозки грузов, технического обслуживания транспортных средств, лизинговых платежей, в банковском обслуживании. Один из факторов, характеризующих финансовую составляющую деятельности: ставки на российском направлении в 2023-м поднялись в рублях РФ на 20–30%, при этом курс национальной валюты страны-соседки снизился в течение года по отношению к доллару примерно на 30%, а фрахты за это время увеличились в долларовом эквиваленте не более чем на 11%.

Значительно возросли затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств. Перевозчикам не всегда удается покрывать расходы на выполнение доставки грузов. Из-за низкой маржинальности снизилась конкурентоспособность, а рентабельность работы на российском направлении составила по итогам года не более 4%.

Докладчик отметил положительную тенденцию роста инвестиций в обновление подвижного состава. Изменение географии доставок определило потребность в приобретении транспортных средств класса Евро-5, которые более адаптированы к новым маршрутам. Пользователи МДП и члены ассоциации по договорам лизинга и в кредит приобрели более 10 автомобилей. При этом 72% парка соответствует экологическим нормам Евро-5 и -6. Вместе с тем, как отмечалось на заседании, в регионе пока практически отсутствует специальный подвижной состав, например, цистерны для перевозки сжиженного газа, контейнеровозы. А это – возможности повышения эффективности деятельности и укрепления конкурентоспособности в условиях изменившейся глобальной логистики.

После выступления по теме реализации предложений перевозчиков заместителю генерального директора Ассоциации «БАМАП» Наталии Высоцкой было задано множество вопросов, связанных с таможенным законодательством и его урегулированием: практикой применения мер тарифного регулирования, исчислением и уплатой таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, возможностью уплаты таможенных платежей с использованием пластиковых карт и мобильных платежных терминалов, мер по сокращению времени простоя в пунктах пропуска и внутренних пунктах таможенного оформления. Участники заседания обсудили широкий спектр других актуальных вопросов, с которыми им приходится сталкиваться в своей работе. Среди них – проблемы обновления автопарка в условиях повышения ставок утилизационного сбора, перспективы выполнения каботажных перевозок грузов, а также либерализации разрешительной системы с Российской Федерацией, проблемы использования карточек цифровых тахографов, стоимость услуг по перегрузке транспортных средств в специально установленных местах.

Опытом работы в современных условиях поделился заместитель директора ОДО «Белэкс и К» Николай Канаплицкий. Предприятие осуществляет в том числе перевозки грузов из ЕС на Восток транзитом через Турцию. Основными проблемными моментами стали простои в ожидании парома и его высокая стоимость. Тем не менее это направление, по мнению спикера, достойно внимания.

Директор ОДО «Витахауз» Валерий Дрозд в свою очередь отметил:

– Всем понятно, что для выживания в нынешней сложной ситуации следует сокращать издержки, задействовать внутренние ресурсы. Однако все, что можно, мы уже сократили. Да и наш парк автомобилей уменьшился до полутора десятков машин.

С болью руководитель предприятия говорил о том, насколько ощутимо тяжелы стали обязательства по уплате имущественных налогов – земельного и на недвижимость. Ведь доходы существенно снизились и бизнес оказался в своеобразной ловушке, когда налоговые платежи стали неподъемными.

– В этом году налог на землю вырос почти на 20%, на недвижимость – примерно на 10%, – озвучил он цифры. – Для нас – это очень существенные расходы. И даже если, допустим, я не работаю вообще, то все равно должен платить. Площади многих предприятий измеряются не одним-двумя гектарами, а больше. Было бы логичным, учитывая положение дел, снизить размер повышающего коэффициента, применяемого при исчислении налогов.

Валерий Дрозд поднял еще один наболевший для международных перевозчиков вопрос – высоких тарифов на проезд автопоездов по платным участкам белорусских дорог, которые сегодня значительно выше, чем в России.

В своем эмоциональном выступлении директор ОДО «Витахауз» затронул и тему на злобу дня – контейнерные перевозки:

– Мы вложили незначительные средства, нашли и переоборудовали контейнеровоз, официально зарегистрировали и очень довольны, поскольку сэкономили деньги, – поделился выступающий. – Теперь имеем опыт перевозки грузов контейнерами. Направление это перспективное, будем его развивать.

Заместитель начальника отдела анализа и контроля таможенных процедур Гомельской таможни Кирилл Лукьянов рассказал об актуальных вопросах таможенного законодательства при совершении таможенных операций. Выявленные в прошлом году основные нарушения при осуществлении перевозок грузов озвучил в своем выступлении начальник управления автомобильного весогабаритного контроля Транспортной инспекции по Гомельской области Сергей Прокофьев.

Международные перевозчики перед заседанием совета ознакомились с опытом работы резидентов СЭЗ «Гомель-Ратон». Представителей транспортного сектора интересовала прежде всего возможность их участия в доставке экспортной продукции предприятий СЭЗ, которыми производится 1/6 часть всего промышленного объема области. Сам по себе визит стал продолжением важной работы, которая ведется ассоциацией и ее региональным представительством на постоянной основе. В 2023 году для целей привлечения отечественных перевозчиков к выполнению экспортных поставок внешнеторговых грузов в регионе проведены 12 встреч на предприятиях – экспортерах готовой продукции, в том числе – ОАО «Гомельагрокомплект», ОАО «Светлогорскхимволокно», ОАО «Белорусский металлургический завод», ОАО «Гомельский химический завод», ОАО «Гомельский мясокомбинат», ОАО «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда». При этом именно наращивание объемов перевозок грузов в страны СНГ помогло региональным автоперевозчикам преодолеть негативные тренды и встать на путь восстановления.

Людмила КОПАТЬ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также