bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Сложности преодолимы

14.03.2024

Сложности преодолимы

Стремительно меняющаяся ситуация на рынке выдвигает новые вызовы для автотранспортных предприятий, задействованных в сфере международных перевозок грузов. И решать проблемы надо общими усилиями. На этом был сделан акцент в ходе заседания Витебского регионального совета членов Ассоциации «БАМАП», где подводились итоги и намечались планы на будущее.

На этот раз участники совещания собрались на новополоцком предприятии «БелТехноСервис». Предварительно они ознакомились с деятельностью и перспективами развития компании. Созданная в 1993 году, свой путь она начинала с перевозок опасных грузов, поскольку географически располагалась в регионе, насыщенном химическими производствами. Когда на этих предприятиях начались работы по реконструкции, новым шагом стало освоение доставок крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Естественно, были и современные машины с полуприцепами и рефрижераторами, колесившие по дорогам Европы и доезжавшие до Уральских гор и Казахстана в восточном направлении. После известных событий, когда белорусским транспортникам запретили въезд в Евросоюз, а наша страна приняла ответные меры, «БелТехноСервис» на своей территории организовал перегрузку тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Более того, закупили самосвалы, которые перевозят сыпучие материалы в регионе, и даже занялись выполнением работ, связанных со строительством дорог. Обзавелись собственным бетонным узлом и песчаным карьером. Кроме того, предприятие является официальным представителем завода «МАЗ» в регионе по обслуживанию и ремонту техники белорусского производителя.

Как подчеркнул директор ТУП «БелТехноСервис» Анатолий Яцковский, за 30 лет удалось добиться многого за счет того, что компания всегда шла в ногу со временем и принимала управленческие решения, исходя из складывающийся ситуации. В прошлом году достигнут рост экспорта транспортных услуг на 7% к предыдущему уровню.

Ситуация на рынке остается непростой. Но, как отметил в своем выступлении председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой, уже можно констатировать, что процесс сокращения транспортных средств в компаниях, которые были задействованы в международных доставках, приостановлен. Объем перевозок грузов по сравнению с 2022 годом увеличился на 9%. Произошла переориентация поставок белорусского экспорта по маршрутам в направлении России, стран ЕАЭС, в Азию и на Кавказ. Это изменило конкурентную среду, пришлось кардинально перестраивать логистические процессы и заново создавать устойчивые схемы для проведения расчетов заказанных услуг.

О том, с какими проблемами перевозчики сталкиваются при доставках в Китай, Монголию и Иран, подробно рассказала ведущий специалист отдела организации грузоперевозок ООО «Карго-Лайн» Алеся Кречко. Общий вывод: сложности есть, но они преодолимы, такая работа достойна внимания.

Значительную долю занимают двусторонние поездки между Беларусью и Россией. Владеющие контейнерными площадками задействованы в мультимодальных перевозках грузов, прибывающих железнодорожным или морским транспортом.

Итоги работы международного автомобильного транспорта Витебского региона за прошлый год и задачи на текущий участникам встречи озвучил директор представительства Ассоциации «БАМАП» Дмитрий Решатнев. Общий экспорт транспортных услуг области в 2023-м составил 124% к предыдущему периоду. Поступления от экспорта услуг грузового автотранспорта региона достигли 41,6 млн долларов США.

Основными направлениями были Российская Федерация, Турция, Грузия, Армения, Казахстан, Узбекистан. Продолжалась работа по совершению грузовых операций в специально установленных местах в рамках постановления Совета Министров от 22.04.2023 № 247.

Экспортные доставки осуществлялись преимущественно в Россию. На их долю приходится около 80% общего объема. Ставки здесь поднялись на 20–30%. Однако значительно возросли затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств. Не всегда удается покрывать расходы на выполнение таких перевозок. Рентабельность работы в данном направлении по итогам года составила 4-7%. Национальные перевозчики с нетерпением ждут возможности осуществления каботажа на территории стран ЕАЭС. Сегодня уже просматриваются контуры будущего. Предположительно с 2025 года такая возможность появится. Сейчас идут последние согласования и решается ряд бюрократических процедур.

В ходе совещания подчеркивалось, что несмотря на имеющиеся трудности, важно сохранить конкурентоспособность белорусских перевозчиков. Одна из главных составляющих этого процесса – состояние парка подвижного состава. Сегодня у предприятий региона, входящих в Ассоциацию «БАМАП», – 644 единицы транспортных средств. В прошлом году приобретено около двух десятков новых седельных тягачей китайского производства, а также полуприцепы и контейнерные площадки. В нынешнем эта работа продолжится. Она необходима в силу естественного старения парка.

Если провести анализ по типам транспортных средств, то у перевозчиков Витебщины преобладают тентовые полуприцепы (52%), рефрижераторы (22%) и контейнеровозы (16%). Стоит отметить, что количество контейнерных площадок за последние два года увеличилось в два раза. Это показывает востребованность данного типа ТС при доставках грузов конечному получателю с контейнерных терминалов. Международные автотранспортники взаимодействуют с морскими портами Санкт Петербурга, Новороссийска, Астрахани.

А работа – будет. Отмечалось, что предприятия области осуществляют поставки в 71 государство и 77 регионов РФ. Экспортируется свыше 1,5 тыс. наименований продукции. В текущем году промышленные организации реализуют порядка 200 проектов и мероприятий по техническому переоснащению и модернизации, созданию новых производств. Активно ведется освоение новых видов импортозамещающей продукции как для внутреннего рынка, так и в кооперации с российскими компаниями. В этом процессе задействовано более 70 предприятий Витебщины. В 2024-м область планирует нарастить экспорт товаров на 6–7% и поставить на внешний рынок товаров, работ и услуг на сумму до 6 млрд долларов США.

Говорилось на заседании и о закреплении водительского состава. В 2023 году совместно с Центром повышения квалификации руководящих работников и специалистов «БАМАП-Веды» обучены 814 водителей-международников и по перевозке опасных грузов, а также специалистов. Подготовка осуществляется в Витебске, Новополоцке, Орше. Кроме того, региональное представительство принимало участие в организации учебного процесса группы учащихся УО «Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства». Для будущих водителей-международников проводились открытые уроки непосредственно на предприятиях, где они знакомились с современными магистральными тягачами разных марок, посещали автосервис.

Поделились своим взглядом на работу международных перевозчиков и ответили на злободневные вопросы представители таможенных органов и транспортной инспекции.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также