Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Дополнять друг друга

17.07.2019

Дополнять друг друга

Находиться все время на острие событий непросто. Но именно такой ритм жизни дает Олегу Платонову бесспорное преимущество – осведомленность и компетентность в вопросах экономики, финансов, развития бизнеса. А это, в свою очередь, позволяет постоянно держать руку на пульсе времени и на несколько шагов вперед просчитывать развитие ситуации. Сказать, что он – человек занятой, значит не сказать ничего. Личность чрезвычайно популярная в деловых кругах не только Украины. Представляя его аудитории, обычно называют два основных титула – президент Ассоциации транспортно-экспедиторских и логистических организаций «Укрвнештранс» и вице-президент Международной федерации экспедиторских ассоциаций FIATA. Однако помимо двух основных наберется еще с десяток других, не менее ответственных постов – в национальном комитете Международной торговой палаты; Центре упрощения процедур торговли и деловых электронных операций ООН; Евразийском союзе транспортных, экспедиторских и логистических организаций (ЕСТЭЛО), а также ряде государственных структур. Еще он является председателем наблюдательного совета АО «ПАЛАСКЕ».

– Олег Исаакович, в выступлениях последнего времени Вы часто озвучиваете новую парадигму взаимодействия экспедиторов, перевозчиков, грузоотправителей – переход от конкуренции к партнерству. В чем ее смысл?

– На рынке экспедиционных услуг конкуренция зачастую возникает не только между равными по статусу участниками. Конкурируют между собой перевозчики и экспедиторы. Новая парадигма заключается в том, что все виды транспорта должны занимать на рынке свою, свойственную им нишу. А роль экспедитора как организатора и архитектора перевозки – компетентно и грамотно консолидировать всех ее участников. Очень важно, чтобы они дополняли, а не мешали друг другу.

Реальный пример улучшения партнерства, которое уже приносит положительный результат, – из деятельности Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Усовершенствовали накладную СМГС. Теперь один документ применяется как для наземных, так и морских перевозок. Морской перевозчик признал железнодорожные правила и стал последующим перевозчиком – партнером, а не конкурентом.

Мультимодальность очень важна для экспедитора. Это его кусок хлеба. При мультимодальных перевозках ответственность за определенную цепь поставки товара берет на себя один оператор, который заключает договоры с перевозчиками и страховыми компаниями, предлагает решение и воплощает его в жизнь, предлагая нормальные, понятные, гарантируемые условия перевозки, где все прозрачно, быстро, оперативно, в цифре. Грузовладелец на эти дела не отвлекается.

К сожалению, есть на рынке экспедиторские компании, в которых работают всего пару человек. Они берут плату за тариф, и этим их деятельность ограничивается. А когда возникают проблемы – исчезают. Так появляется недоверие к профессии экспедитора.

На международной конференции, организованной в мае этого года Ассоциацией международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» (г. Минск), Белорусская железная дорога озвучила свою позицию в отношении таких экспедиторов. Я ее полностью разделяю. Экспедитор – тот, кто предоставляет реальный комплекс услуг для клиента по перевозке груза, например, грузоотправление по доверенности грузовладельца, сопровождение груза в пути следования, страхование. Экспедитор должен быть компетентным и должен все уметь. Вот почему надо быть членом ассоциации.

В Беларуси принят закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Такой же закон есть и в Украине. И это признание того, что экспедитор – профессия, создающая валовой внутренний продукт. А если вы просто относите и приносите деньги – это посредничество. Посредники сегодня абсолютно не нужны на рынке.

– Как удается выстраивать отношения и находить взаимопонимание с органами государственного управления?

– Сегодня в руках бизнеса такой замечательный инструмент, как общественные советы при центральных органах исполнительной власти. Они позволяют нам публично отстаивать свою позицию и интересы участников рынка в коммуникации с государством. Благодаря такому инструменту ассоциация может довести органам исполнительной власти свои проблемы и внести предложения, открывающие новые возможности. Руководитель органа власти не имеет права не отреагировать. Он обязан рассмотреть эти предложения и принять решение.

Еще одна из форм сотрудничества – совет экспортеров и инвесторов. Это совещательный орган при Министерстве иностранных дел Украины, который собирает на своей площадке весь бизнес страны.

– Очень популярный сегодня вопрос – о применении новых цифровых технологий. В рамках Международной недели транспорта и торговли говорили, в частности, о блокчейне. На Ваш взгляд, насколько это применимо в сфере международных перевозок, какие открывает перспективы?

– Это сложный вопрос. Сегодня это технология риска. Законодательно она не завершена. И я пока я не могу сказать, что это будущее. Кто-то к этой технологии готов, а кто-то – нет. Идет дискуссия. Наша ассоциация в ней пока не участвует. Надо рассчитать и сопоставить все риски и эффективность и быть уверенным в безопасности системы. Это – как колодец с водой. Если там нет воды, то мы завтра не сможем напиться. Задача стоит, к этому надо идти, но и надо быть уверенным в высоком уровне безопасности системы. К тому же блокчейн сегодня – очень дорогостоящее удовольствие.

– А какие инструменты у Вас в работе?

– Простые, традиционные. Есть современная технология – электронная запись, заверенная электронной цифровой подписью, которая апробирована, признана государством и имеет высокий уровень безопасности.

На этих технологиях, кстати, построена информационная система портового сообщества, разработанная АО «ПЛАСКЕ» в соответствии с рекомендациями ООН. Мы, экспедиторы, в рамках государственно-частного партнерства помогли государству создать реальный продукт, который способствует решению проблемы коррупции в морских портах. Раньше, чтобы получить груз, надо было привезти документы на бумажном носителе. Теперь есть возможность оформить все в электронной форме, в виде электронной записи, и получить разрешение на получение груза, не выходя из офиса. После прохождения процедуры идентификации личности и организации, получения электронного ключа, результат приходит в течение 15 минут. Реальная стоимость услуги – 5 евро против 20 долларов взятки, как это было раньше.

Сегодня системой пользуются более 1000 субъектов внешнеэкономической деятельности. Все они имели выбор – или традиционный бумажный документ, или инновационный метод дистанционного управления процессами. Только 2% обставились на традиционной платформе. Это предприятия, которые оформляют не более 1–2 контейнеров в месяц.

– Олег Исаакович, Вы довольно частый гость в Беларуси. Какой интерес ведет в нашу страну?

– Природа нашего общения с Беларусью – это взаимодействие с Ассоциацией международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков «БАМАП». Белорусские ассоциации обмениваются с нами информацией, которая распространяется в Беларуси, соответственно мы – той, что есть в Украине. Встречаемся несколько раз в году и в Беларуси, и в Украине. В Беларуси – на транспортной неделе в октябре, общих собраниях членов «БАМЭ» и «БАМАП», иногда – на выставке ТИБО.

У нас есть совместное с Ассоциацией «БАМАП» произведение – Евразийский союз транспортных, экспедиторских и логистических организаций (ЕСТЭЛО). Несколько лет назад он был учрежден для коммуникаций между деловым сообществом и Евразийской экономической комиссией для эффективного использования транзитных возможностей евразийского пространства. Страны-учредители автоматически получили статус вице-президентов вновь созданной организации. Со стороны Украины учредителем выступила Ассоциация «Укрвнештранс», от Беларуси – «БАМАП» во главе с Николаем Ивановичем Боровым. Он был первым президентом этого Союза. Вот так мы с Беларусью дружим.

Кроме того, у нас есть деловые контакты, способствующие решению коммерческих вопросов. В «Укрвнештрансе» я представляю АО «ПЛАСКЕ». Мы сотрудничаем с такими субъектами хозяйствования Беларуси, как государственное предприятие «БТЛЦ», РУП «Белтаможсервис», Белорусская железная дорога, другими компаниями.

Беларусь не имеет выхода к морю. Наш интерес как частной компании «ПЛАСКЕ», так и ассоциации «Укрвнештранс» в том, чтобы белорусские экспортеры и импортеры воспользовались украинским направлением.

Украина, как и Беларусь, – транзитное государство. Беларусь имеет возможность получения доходов от транзита в направлении Китай – Европа, а Украина зарабатывает на транзите по маршруту Беларусь – Черное море. Поэтому экспорт Беларуси для Украины значим. Мы в портах обслуживаем эти грузы. Через порты Украины он уходит в мир – страны Центральной и Южной Азии, Персидского залива. География достаточно широка.

Поскольку Украина является участницей региональной организации ГУАМ, она может рассматривать перевозки по территории Грузии, Азербайджана, Молдовы. В свою очередь Беларусь может использовать возможности ЕАЭС, то есть стран, которые входят в это региональное объединение. Такое сотрудничество позволяет нам применять разные коммуникационные схемы для дальнейшего развития.

Что нас волнует в сотрудничестве с Беларусью, так это развитие мультимодальных перевозок, внедрение элементов электронной записи и электронной цифровой подписи в поезде «Викинг», которые будут признаваться разными странами. Сейчас мы над эти работаем. Задача – реализовать и внедрить этот пилотный проект. Отказ от бумажного носителя даст возможность грузоотправителям упростить документооборот, получить возможность отслеживать все контрольные операции в пунктах пропуска, практически реализовать принцип единого окна. Один раз в одном месте одно должностное лицо делает запись, которая доступна всем. Это совершенно другая скорость обработки документов и совершенно новые подходы.

– Комбинированный поезд «Викинг» заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. Это совместный проект литовской, белорусской и украинской железных дорог, Клайпедского, Ильичевского и Одесского морских портов, получивший премию ЕС как лучший проект контейнерных перевозок…

– Проект стартовал в 2003 году. «Викинг» стал первым комбинированным поездом, связавшим Балтийское и Черное моря. Курсирует по маршруту Одесса/Ильичевск – Киев – Минск – Вильнюс – Клайпеда в прямом и обратном направлении. Перевозит 20- и 40-футовые универсальные и специализированные контейнеры, а также автопоезда, так называемые контрейлеры. Главный итог – востребованность продукта. «Викинг» дал возможность планировать перевозки по точному расписанию движения и с понятной стоимостью. Для контейнерных перевозок она ниже, чем для простых отправок. В этом преимущество поезда.

К «Викингу» сегодня присоединились железные дороги Болгарии, Молдовы, Румынии. В партнерах – Грузия и Азербайджан. Но этот «хвост» пока работает не регулярно. А вот по маршруту Одесса – Минск – Клайпеда движение организовано строго по расписанию. В перспективе не исключается продление маршрута в Турцию и страны Скандинавии.

– В члены Ассоциации «Укрвнештранс» принята первая белорусская компания…

– Действительно, до этого в «Укрвнештранс» не было организаций, представляющих другие государства. Возможность их вступления в ассоциацию появилась с внесением в этом году изменений в устав. Мы поняли, что есть такой интерес и нам следует быть более открытыми. Что это дает нам? Прежде всего, расширение транзитных возможностей. Могу заверить белорусских бизнесменов, что, будучи в составе ассоциации «Укрвнештранс», они смогут находить хороших партнеров и делать с ними совместный продукт.

– А неужели недостаточным было членство в Ассоциации «БАМЭ»?

– Думаю, что нет. Если ты хочешь развивать свой бизнес в другой стране, надо понимать, что происходит в этой стране. Ассоциация «Укрвнештранс» дает возможность получать необходимую информацию, участвовать в мероприятиях, которые, к сожалению, «БАМЭ» не может обеспечить, потому что занимается этим, и очень успешно, в Беларуси. В Украине белорусская ассоциация также может участвовать во всех мероприятиях. Но есть амбициозные люди, которые хотят быть не просто участниками. Они хотят знать больше, развивать связи, участвовать в создании новых продуктов. Ассоциация «Укрвнештранс» – это платформа, которая позволяет им это делать на территории другой страны. Я так это понимаю, как президент ассоциации.

Помимо всего прочего, такие контакты еще больше сближают наши страны. И это, может быть, самый важный итог. Потому что открывает новые возможности для развития бизнеса.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также