bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Экспресс для скоропорта

21.08.2024

Экспресс для скоропорта

Белорусская железная дорога наряду с национальными мультимодальными операторами участвует в реализации интеграционного проекта «Евразийский агроэкспресс» – совместной инициативе государств – членов ЕАЭС, направленной на развитие ускоренных перевозок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Его уникальность – в тандеме грамотно выстроенной сети агропромышленных производств и транспорта для обеспечения непрерывности поставок.

Первая доставка в Китай агропоездом была осуществлена по сухопутным мультимодальным маршрутам пять лет назад. В роли логистического оператора перевозки выступили АО «РЖД-Логистика» в сотрудничестве с Российским экспортным центром. Спустя три года проект обрел статус интеграционного, то есть был поддержан Евразийским межправительственным советом. И сегодня все страны, с которыми у России есть прямое железнодорожное сообщение, в той или иной степени вовлечены в него. Достаточно отметить, что в течение двух лет к инициативе подключились Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Иран. В каждой из стран-участниц были определены ключевые мультимодальные операторы.

От нашей страны в этой роли выступило ООО «Бремино Групп», управляющая компания особой экономической зоны «Бремино-Орша», расположенной в 20 км от границы с РФ и в 400 км – от Москвы. Помимо складов класса «А» площадью 20 тыс. кв. метров, есть аэродром, а также вводится в эксплуатацию грузовой авиатерминал на 8 тыс. квадратов, из которых 2 тыс. – холодного хранения. Инфраструктура предназначена для доставки высокомаржинальных скоропортящихся грузов воздушным транспортом. Кроме того, имеются терминалы в пунктах пропуска «Брузги» и «Берестовица» на белорусско-польской границе.

Основная номенклатура продукции, которая транспортируется из нашей страны «Агроэкспрессом», – сухое молоко, молочные и мясные товары. Один из главных партнеров – Китай. В рамках проекта используется преимущественно железнодорожное и автомобильное сообщение. Однако отдельные логистические решения, например, для доставки отечественных продуктов по маршрутам коридора «Север – Юг» в Иран, Индию, могут включать в себя морскую составляющую. Полносоставные отгрузки осуществляются с терминалов в Орше, Жодино, Колядичах.

В 2022-м железнодорожные администрации Беларуси, России, Азербайджана и Ирана согласовали сквозную тарифную ставку для транспортировки сельхозпродукции по западной ветке МТК «Север – Юг». В феврале этого года в Минске состоялось рабочее совещание по вопросам развития интеграционного проекта ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции и продовольствия стран ЕАЭС. Участвовали представители Минсельхозпрода, Белорусской железной дороги, ряда ключевых национальных агропроизводителей, а также АО «РЖД Логистика», Евразийской экономической комиссии, АНО «Евразийская Агрологистика». Обсуждались перспективы построения эффективной логистической цепочки экспортных доставок из нашей страны в Россию, Казахстан, Китай и Узбекистан. Было принято решение о совместной комплектации агропоездов и регулярном информационном обмене в рамках проекта.

Помимо того, подписан меморандум о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в вопросах развития «Агроэкспресса» между РУП «Белтаможсервис» и АНО «Евразийская Агрологистика». Предусматривается взаимодействие по привлечению в проект объемов сельскохозяйственных, продовольственных и промышленных грузов, их экспорт и импорт в ускоренных контейнерных поездах, а также автомобильным и смешанным грузовым транспортом.

С Китайско-Белорусским индустриальным парком «Великий камень» также обсуждались перспективы присоединения к проекту и создания агротерминала на его территории. Формирование партнерских зон в КНР и нашей стране поможет расширить потенциал белорусских агропроизводителей, осуществляющих экспортную реализацию своей продукции.

Ускоренные контейнерные поезда с продуктами питания сегодня курсируют в 55 стран мира. В регулярном формате маршруты «Евразийского агроэкспресса» работают в направлении Китая и стран Юго-Восточной и Центральной Азии, причем на условиях взаимных поставок. Международный транспортный коридор «Север – Юг» пока в стадии формирования. Но и по нему уже успешно осуществляются пилотные отправки.

  • Практическая реализация проекта требует безупречной логистики, максимально бесшовного и быстрого прохождения товаров по каналу мультимодальной доставки в режиме «зеленого» коридора, – подчеркивает Алевтина Кириллова, руководитель автономной некоммерческой организации «Евразийская Агрологистика», которая является координатором инициативы. – Перевозки должны обеспечиваться складской инфраструктурой, расположенной непосредственно на железнодорожных станциях и осуществляющей оперативный прием и отправку сельхозпродукции, а также достаточным количеством специализированного подвижного состава.

ОАО «РЖД» уже приобретен парк современных рефрижераторных контейнеров.

Один из ключевых моментов в развитии проекта – создание сети агрохабов и оптово-распределительных центров как в России, так и в странах ЕАЭС. Их задача – консолидировать товарные потоки малых и средних предприятий, не способных выставлять на рынок большие объемы продукции, и принимать встречный импорт для последующего распределения. К примеру, в Уфе проектируется мультитемпературный комплекс плодоовощехранилища с газовой средой для хранения, транспортировки, обработки и сортировки fresh-продукции из стран Центральной Азии. Поставляться она будет в Россию и Беларусь.

Дирекция проекта при участии инвесторов и заинтересованных финансовых структур, в том числе Евразийского банка развития (ЕАБР), планирует развивать логистические терминалы и агрохабы на всем протяжении маршрута. Это позволит переориентировать скоропортящиеся грузы без разрыва «холодовой цепи» с автомобильного на железнодорожный транспорт, а также использовать выходы на морские мощности, которые пока недостаточно задействованы для экспорта продукции центрально-азиатских стран.

Сеть опорных агротерминалов – это новые рабочие места, возможность консолидации товарной массы и решение вопроса со сбытом продукции мелких и средних фермеров. Всю цепочку организует агротерминал вместе с логистическим оператором.

Еще один важный аспект – установление благоприятных тарифных условий при взаимодействии железных дорог разных стран.

Кроме того, для развития такой масштабной инициативы необходимо внедрение новых технологий и современных информационно-цифровых сервисов в сфере торговли, транспорта, логистики. Рабочей группе Евразийской экономической комиссии уже представлен прототип цифровой платформы.

Нельзя не сказать о глобальном значении проекта, особенно в контексте современных вызовов по обеспечению продовольственной безопасности. Его идеология заключается в справедливом и взаимовыгодном распределении агропромышленных товаров между странами Евразийского союза и сопредельными государствами. И, конечно, ведущая роль в этом отводится транспорту.

***

Алевтина Кириллова:

– Участие в проекте несет неоспоримые выгоды потенциальным экспортерам и импортерам продовольствия. Например, грузовладелец будет знать, в какой день месяца или недели из какой конкретно точки консолидации грузов отправляется контейнерный поезд по нужному ему направлению. И он получит возможность заблаговременно купить грузовой билет по конкурентной и публичной цене услуги. Экспортер также сможет воспользоваться для погрузки новыми современными рефконтейнерами российской собственности. Продвижение агропромышленных товаров на торговые рынки будет происходить через агентские механизмы Российской торговой компании – партнера проекта «Евразийский агроэкспресс». А упрощенные таможенный и фитосанитарный коридоры, согласованные контрольными органами стран – участниц маршрута, позволит ускорить сроки доставки и снизить издержки на транспортировку.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный вестник»

«

Читайте также