bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Глобальный форс-мажор

17.12.2021

Глобальный форс-мажор

Участники рынка транспортно-логистических услуг обеспокоены отрицательными тенденциями в сфере своей деятельности, которые приводят к росту затрат. Стоимость палет, стретч-пленки и картона выросла почти в два раза, наблюдается кадровый дефицит рядовых складских сотрудников, грузовой автотранспорт переходит в другие сферы деятельности. Эти тенденции будут характерны и для следующего года.

С моря – на сушу

Глобально на логистический бизнес продолжает оказывать влияние непростая ситуация с морскими перевозками. Здесь по-прежнему штормит из-за нехватки контейнеров и судов.

– Наиболее серьезно повлияли на отрасль изменения на мировом рынке морских перевозок, которые начались в 2020 году из-за пандемии и ее последствий, – констатирует вице-президент компании Kuehne+Nagel в России и странах СНГ по продажам и маркетингу Антон Гречко. – Игроки рынка надеялись, что ситуация нормализуется в начале 2021-го, но этого не произошло. Напротив, появился существенный дефицит мест и контейнерного оборудования на основных направлениях, значительно повысились тарифы. Увеличение спроса на доставку грузов при восстановлении объемов торговли после окончания локдауна привело к дисбалансу с предложением свободных мест для перевозки. Важно понимать, что доля морского транспорта является самой существенной. И, к сожалению, сейчас невозможно прогнозировать, когда ситуация стабилизируется.

В результате глобальных форс-мажорных ситуаций привычные схемы доставок были разрушены. Взамен им логистические компании вынуждены искать альтернативные решения. Например, для импорта из Юго-Восточной Азии стали активно использовать автомобильный и железнодорожный транспорт. Безусловно, это не новый торговый маршрут, но объем доставок по нему резко вырос. Учитывая сроки и стоимость фрахта, сопоставимую с морской перевозкой, объемы по железной дороге будут только увеличиваться, прогнозируют эксперты.

Отыграть «доковидные» ставки

Турбулентность и нестабильность на традиционных логистических маршрутах повлекли заметный рост тарифов на перевозки. Особенно это коснулось фрахта из стран Юго-Восточной Азии.

– Логистические тарифы в целом сейчас очень высоки. Но рассматривать ситуацию необходимо более детально, в привязке к направлениям и видам транспорта. Нынешний рост – это еще не предел, – уверен директор операционного управления группы компаний AsstrA Денис Гураль. – Возьмем в качестве примера автомобильные перевозки по Европе. По информации Transport Market Monitor (аналитика платформы Transporeon), в середине года ставки выросли на 24%. Данные выглядят впечатляюще, но надо понимать, что мировая торговля в аналогичный период 2020-го замедлилась из-за пандемии, а сейчас тарифы отыгрывают «доковидные» уровни. И в случае с международными автомобильными перевозками ближе к концу года традиционно ожидается нехватка разрешений по определенным направлениям, что неминуемо приведет к дефициту провозных возможностей и, соответственно, к большему росту ставок.

По словам эксперта, если говорить про отправки из Китая, то тарифы на ускоренные контейнерные поезда и доставки по морю показывают наибольшие значения с момента начала развития Нового Шелкового пути. Более того, логистика сейчас столкнулась с беспрецедентной ситуацией: стоимость контейнерных железнодорожных перевозок из Китая в Польшу и Германию стала ниже, чем по морю. Но есть направления, где тарифы не только не выросли, но и снизились. Это железнодорожные и морские доставки из Европы в Китай, а на железнодорожном маршруте Малашевичи – Чунцин они достигли рекордно низкого показателя и находятся в пределах одной тысячи долларов США.

Рост цен на логистические услуги неизбежно влечет увеличение розничной стоимости товаров, однако происходит это по-разному.

– Повышение тарифов на перевозки импорта напрямую влияет на конечного потребителя, поскольку на его плечи ложатся в том числе и расходы на логистику, – поясняет руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics Феликс Херсонский. – Впрочем, пока четкую закономерность вывести нельзя. Невозможно сказать, что из-за поднятия стоимости перевозки все товары выросли в цене на определенный процент. К примеру, сравним две позиции из категории FMCG: дешевую (туалетная бумага) и дорогую (духи). Так, 50-процентное увеличение цены доставки значительно повлияет на стоимость туалетной бумаги, поскольку данный продукт сам по себе объемный, а цена на него – низкая. В свою очередь, на духи аналогичная ситуация окажет незначительное воздействие. Поэтому определить с точностью, на сколько подорожает тот или иной товар, нельзя – значения могут варьироваться от одного до нескольких десятков процентов.

Тренды будущего

Реагировать на изменения в сфере бизнеса следует до того, как они происходят. Ведущие западные эксперты прогнозируют на будущий год пять трендов в индустрии логистики.

Рост доли продаж напрямую потребителю. На это продолжает влиять обстановка с COVID-19, нанесшая серьезный удар по реализации через посредников. Все большее число брендов организовывает свой бизнес так, чтобы производить, рекламировать и продавать товары напрямую потребителю.

Для компаний логистических это в первую очередь означает увеличение спроса на доставку. Поэтому для транспортных – переход производителей к D2C является возможностью, которую следует использовать. Контракты на перевозки на постоянной основе послужат симбиозу с изготовителями. Волноваться, что такая схема работы перестанет быть актуальной при спаде пандемии, не стоит: потребитель уже привык к совершению покупок онлайн и вряд ли откажется от удобства.

Использование интернета вещей. По мере развития сектора IoT и технологий больших объемов данных вырастет эффективность логистики. В этой сфере интернет вещей решает проблемы внешнего контроля качества и открытости. Специалисты уверены, что при перевозках грузов, особенно на большие расстояния, возможности обеспечить качество и следить за состоянием партии товара и автомобиля в реальном времени станут решающими конкурентными преимуществами.

Объяснением этому служит то, что с помощью интернета вещей компания сможет заметить проблему, как только она возникнет, а значит, и оперативно ее устранить. Например, «умный», то есть оснащенный подключенным к интернету вещей, грузовик сможет подать сигнал о возникшей технической неполадке, которую водитель может не заметить до тех пор, пока она не проявит себя.

Удобство и надежность все еще остаются дорогими – полностью оборудовать парк автомобилей высокотехнологичными устройствами может себе позволить далеко не каждая компания. Но, по прогнозам, это может измениться уже в ближайшем будущем благодаря новым разработкам.

Беспилотные грузовики. Искусственного интеллекта, необходимого для управления грузовиками удаленно в реальной обстановке без водителя, пока не существует. Тем не менее работы в этом направлении ведутся, и в них вкладывается все больше средств. Таким образом, компаниям, которые хотят остаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе, стоит уже сейчас начинать думать о беспилотных грузовиках.

Забота об окружающей среде. Во всех сферах предпринимательства это направление становится необходимостью, и перевозки не исключение. По прогнозам, именно компании, делающие акцент на своей экологической ответственности, продолжат завоевывать новые рынки и в дальнейшем.

«Последняя миля». Эта фаза доставки груза покупателю считается одной из основных зон роста для логистических компаний. Ведь именно в этот момент становится ясно, насколько компания соответствует своим заявленным способностям. На основе данного аспекта потребитель составляет мнение о поставщике транспортной услуги и принимает решение, стоит ли продолжать сотрудничество в дальнейшем.

  • Ситуация в логистической отрасли должна стабилизироваться, но прогнозировать, когда это произойдет, сложно. Повышение стоимости фрахта по всем видам транспорта – явление временное, в частности, в силу скоординированной ценовой политики участников рынка, которая определяется стремлением нивелировать провал 2020 года. По экспертному мнению, в течение года-двух положение дел со ставками нормализуется. Но это произойдет, только если в глобальных цепочках поставок удастся стабилизировать баланс спроса и предложения.

МНЕНИЯ ______________________________

Смотреть на два шага вперед

Фарид МАДАНИ, генеральный директор ГК «Деловые Линии»:

– Одним из современных трендов развития логистики является консолидация, в частности, российского рынка грузоперевозок. Сфера меняется структурно, объемы перераспределяются от менее технологичных игроков к более технологичным. Активно идет развитие дистанционных и онлайн-сервисов для клиентов благодаря развитию e-commerce, активизировались маркетплейсы.

Предприниматели стали чаще отдавать логистические услуги на аутсорсинг. Это существенно повышает их качество, например, в контексте скорости доставки груза и правильной маркировки, что особенно важно для международных маркетплейсов.

В условиях распространения коронавируса игнорировать наметившуюся трансформацию рынок просто не смог. Клиенты массово обратились к онлайн-покупкам, в результате чего доля FTL-перевозок с ретейлерами естественным образом перешла в форму LTL-обслуживания маркетплейсов. Вокруг последних сегодня строятся все новые логистические процессы.

Во время пандемии стала весьма актуальной необходимость максимальной автоматизации со стороны как взаимодействия с клиентами, так и внутренних процессов. Современная логистика становится все более сложной, и для повышения эффективности необходимо собирать, хранить и анализировать большие объемы данных. Инструменты big data позволяют интерпретировать информацию в различных срезах, чтобы рационально использовать ресурсы и управлять рисками. Перед каждым крупным бизнесом, причем не только в логистике, стоят задачи, как объединить множество процессов, большое количество источников данных и при этом быстро реагировать на изменения рынка без серьезных финансовых потерь.

Происходит перераспределение грузопотоков, чтобы удовлетворить потребности, бизнес-процессы оперативно перестраиваются. Сейчас как никогда важно смотреть на два шага вперед, быть готовым вовремя перестроиться без потерь. И на всякий случай иметь антикризисный план. Любая оптимизация будет основана на цифровых инструментах и аналитике данных.

Технологическая трансформация

Александра СЕЛЕЗНЕВА, коммерческий директор компании «Ориентир»:

– Сприходом термина «новая нормальность» в контексте пандемии и ее последствий для социального и экономического поведения людей наблюдается бурный рост рынка e-commerce, параллельно ускоряются процессы, связанные с автоматизацией в складской недвижимости. Наряду с традиционными складами класса «А» в жизнь проникают «умные» фулфилмент-центры с многоуровневой стеллажной системой, что позволяет экономить пространство и время обработки. Эффективность таких комплексных решений напрямую зависит от цифровизации, которая активно внедряется девелоперами коммерческой недвижимости. Штучный отбор в современных фулфилмент-центрах все еще требует участия большого количества сотрудников, однако сортировка заказов «прямо сейчас» проходит стадию полной автоматизации.

Одним из главных признаков современной действительности можно назвать интернет-потребление. Массовый переход в онлайн требует соответствующего изменения инфраструктуры. Именно складская недвижимость стала тем сектором, который активнее всего начал видоизменяться вслед за потребностями e-commerce. Внедрение современных технологий помогает решать сразу несколько ключевых задач. Во-первых, автоматизация практически полностью исключает ошибки при сборе заказов, что экономически очень важно при работе с большими объемами. Во-вторых, новейшие технологии позволят в дальнейшем решить проблему нехватки рабочей силы. Склады оборудуются конвейерными линиями, шаттлами, автоматически управляемыми тележками. Это позволяет снизить зависимость от количества сотрудников, поскольку повышается эффективность: меньше времени тратится на длительные перемещения по складским пространствам.

Процесс технологической трансформации складской отрасли связан и с экономическими факторами, где зарплатный фонд – это 70–80% расходов. А с учетом того, что стоимость классического складского персонала (грузчики, комплектовщики, операторы) выросла на 20–25%, технологии становятся серьезным инструментом по сокращению издержек.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также