bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Город для жизни

29.11.2019

Город для жизни

Современное урбанизированное общество не может существовать без коммуникаций и передвижений. Относительно новый термин «устойчивая мобильность» символизирует свободу человека в его пространственном перемещении, при котором не наносится ущерба окружающей среде и здоровью других людей, учитываются интересы будущих поколений.

Глобализация и масштабная урбанизация в сочетании с техническими инновациями и цифровой революцией стремительно меняют окружающий мир, структуру экономики и образ жизни людей. В обозримом будущем активизируется процесс перехода к экономике нового технологического уклада. В результате комфортная городская среда, качество которой на одну треть зависит от условий мобильности, становится более ценным капиталом и источником экономического роста.

Устойчивая городская мобильность – это не только комфортность всех видов передвижений. Она способствует налаженному и справедливому доступу всех граждан к работе, образованию, базовым услугам или местам проведения досуга. Кроме того, благодаря ей можно достичь общественно значимых целей – повысить качество жизни, ликвидировать социальное неравенство и пространственную разобщенность.

Главными принципами построения системы устойчивой мобильности являются отказ от излишнего использования автомобиля в городской черте и приоритетное развитие общественного транспорта, который создает рабочие места и укрепляет экономику, экономит городское пространство и делает города более безопасными, обеспечивает социальную сплоченность и способствует улучшению здоровья населения.

При этом следует отметить, что города потребляют от 60 до 80% всей производимой в мире энергии и являются основными виновниками климатических изменений. Транспортный сектор отвечает за 23% выбросов парниковых газов, а основная их доля приходится на городские поездки.

В связи с этим эксперты Международного союза общественного транспорта (UITP) – самой авторитетной транспортной организации планетарного масштаба с 130-летней историей – утверждают, что совокупная отдача от средств, вложенных в общественный транспорт, в пять раз превышает объемы этих инвестиций.

В настоящее время происходит переопределение общественного транспорта, поскольку транспортный сектор вынужден адаптироваться к быстро меняющимся условиям: ожиданиям людей и технологическим новшествам, включая дигитализацию всех сфер деятельности.

Современное определение общественного транспорта уже не ограничивается массовыми видами перевозок пассажиров в регулярном сообщении, включает в себя все коллективные и совместно используемые его виды. Следовательно, границы общественного транспорта раздвигаются, а рынок перевозок пассажиров становится более сложным и многогранным.

Город, удобный для жизни, подразумевает большой выбор персонифицированных услуг мобильности, интегрированных с традиционными видами общественного транспорта на основе цифровых технологий, взаимного обмена информацией и инновационными решениями, знаниями и опытом работы с пассажирами. Получили распространение новые типы транспортных стратегий, такие как «Думай, как пассажир» и «Мобильность как услуга» (MaaS), набирает популярность концепция устойчивых планов городской мобильности SUMP.

Внедряются технологические новшества, меняются также и потребительские предпочтения людей, однако основные требования к самой транспортной системе не изменились: общество по-прежнему озабочено растущими выбросами парниковых газов, загрязнением воздуха, шумом, перегруженностью улиц и дорог, состоянием безопасности дорожного движения.

В качестве руководства к действию в международных масштабах при разработке транспортной системы своих городов принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030), утвержденная в 2015 году на Всемирном саммите ООН, в которой определены 17 целей устойчивого развития, ставших основными ориентирами для всего человечества.

Также важными документами является программа «Новая урбанистическая платформа», принятая на Всемирной конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (ООН-Хабитат), и Парижское соглашение по климату. Огромный интерес представляют европейская транспортная политика и успешный опыт различных городов и агломераций в области управления мобильностью.

« »

Читайте также