bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Налоги по-новому

02.02.2023

Налоги по-новому

Еще только анонсируя в конце прошлого года ожидавшиеся в Налоговом кодексе изменения, представители фискальной службы предупреждали: корректировки предстоят заметные и многочисленные. Вместе с тем призывали не ожидать чего-то сверхъестественного, поскольку значительная часть норм, вошедших в Закон от 30.12.2022 № 230-З об изменениях по вопросам налогообложения, основана на имеющейся правоприменительной практике и тех предложениях, которые вырабатывались совместно с экономическими субъектами на площадках общественно-консультативных советов при министерствах финансов, по налогам и сборам. Рассмотрим новации, которые носят принципиально важный характер и касаются в том числе предприятий транспортной сферы.

  • Одно из важнейших изменений – стандартная ставка налога на прибыль увеличена с 18 до 20%. Одновременно отменено предусмотренное ранее право областных и местных советов депутатов повышать не более чем на 2% стандартную ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков. В прошлом году этим воспользовались три региона – Витебский, Могилевский и Гомельский.
  •  Кардинально изменено администрирование уплаты земельного налога. По нему теперь применяется префайлинг – предварительное заполнение декларации на основании имеющейся в налоговых органах информации. В связи с уже осуществленными и еще только запланированными к реализации изменениями с 2023-го декларация по земельному налогу представляется организациями за истекший налоговый период не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответственно, такая обязанность касается только при ликвидации и реорганизации организаций – в порядке, установленном статьями 44 и 45 Налогового кодекса.

После введения в 2022-м контрсанкций со стороны Республики Беларусь довольно быстро и остро для международных автомобильных грузоперевозчиков встал вопрос о применении нулевой ставки НДС в случаях, когда доставка товаров начинается и заканчивается на территории нашей страны. Вплоть до окончания истекшего года от разных министерств поступали разъяснения на этот счет. В текущем уточненные, а в отдельных случаях и новые нормы, вошли в Налоговый кодекс (НК) и действуют с 1 января. Вспомним события прошлого и разберемся в происходящем сейчас.

С апреля 2022-го установлено, что транспортные услуги по международной автомобильной перевозке грузов, оказанные в той части маршрута, которая начинается и заканчивается на территории республики, относятся к экспортируемым, облагаемым НДС по нулевой ставке. В условиях применения Постановления Совмина от 22.04.2022 № 247 белорусский транспортник забирает или доставляет товар из/в специально установленное место на границе (фактически привлекает иностранного перевозчика) с указанием своих реквизитов как первоначального и последующего в графах 16 и 17 CMR-накладной. Между тем возможность применения нулевой ставки НДС предоставляется при соблюдении в совокупности условий, перечисленных в Указе Президента от 24.08.2022 № 298 «О налогообложении»:

1) место принятия (доставки) груза расположено на территории Евросоюза либо маршрут следования проходит транзитом по территории Евросоюза;

2) заявка заказчика, договор, заказ-поручение или другой аналогичный документ содержат указание маршрута международной перевозки груза и его соответствующей части по территории Республики Беларусь;

3) грузовой автомобиль или седельный тягач следовал в специально установленные места (из специально установленных мест), определенные Советом Министров Республики Беларусь, для совершения грузовых операций и (или) перецепки этих транспортных средств;

4) услуга по международной перевозке груза в части перевозки груза по территории нашей страны оказана юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь:

– имеющими в соответствии с законодательством право на выполнение международных автомобильных перевозок;

– попавшими под действие введенных иностранными государствами и (или) объединениями государств запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер;

5) международная перевозка груза осуществлена последовательно несколькими перевозчиками и оформлена международным товарно-транспортным документом (единой CMR-накладной);

6) оформленный международный товарно-транспортный документ (его копия) содержит в том числе реквизиты последующего перевозчика (графа 17 CMR-накладной), дату получения груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом, удостоверенную им при завершении международной перевозки груза (графа 24 CMR-накладной). Здесь требуется оговорка. Ранее налоговая служба разъясняла на этот счет: «Поскольку нормы международных законодательных актов не предусматривают обязательств по изданию оригинала либо изготовлению копии CMR-накладной, сопровождающей экспортный груз, предназначенного(ой) для передачи белорусскому перевозчику по завершении международной перевозки, то требование белорусского перевозчика оригиналов CMR-накладной или их копий может быть предусмотрено в договоре».

Приведенные выше нормы Указа № 298 с вступлением в силу Закона № 230-З нашли свое отражение в Налоговом кодексе – пункте 2 статьи 126, которая устанавливает порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере ноль (0) процентов в отдельных случаях.

Что касается экспедиторов, которые такие международные перевозки организуют (экспедируют), Указом № 298 на этот счет никаких особенностей установлено не было. Таким образом, экспедиторы в 2023 году работают по общим правилам, определенным в статье 126 НК.

И еще необходимо сказать об определении налоговой базы НДС по перевозке, выполненной последовательно несколькими транспортниками по единой CMR-накладной. В 2023 году определение налоговой базы НДС по таким доставкам должно происходить в соответствии с пунктом 41 статьи 120 Налогового кодекса: «Налоговая база при реализации услуг по международной автомобильной перевозке грузов, выполненной последовательно несколькими перевозчиками и оформленной единым международным товарно-транспортным документом, определяется как сумма, полученная (подлежащая к получению) от заказчика на основании договора перевозки за всю перевозку в целом, за вычетом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчику (перевозчикам), который (которые) привлечен (привлечены) к выполнению такой перевозки».

В вопросе определения налоговой базы НДС экспедиторами поправок в 2023 году не было.

Ряд изменений в НК связан с исчислением экологического налога, который транспортные организации уплачивают наряду с иными налоговыми платежами. В частности, в обновленном документе проиндексированы ставки экологического налога (установлены в приложениях 7–9).

Еще одна корректировка, которую заметят предприятия, уплачивающие экологический налог (в частности, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод и т. д.), – отмена с 2023 года понижающего коэффициента 0,9. Применялся он к ставке налога плательщиками, которые имеют сертификат, подтверждающий соответствие техническим требованиям системы управления (менеджмента) окружающей средой. Имеется в виду, в том числе, сертификация на соответствие требованиям экологического менеджмента СТБ ISO 14001-2017. В последнее время ее проходили (добровольно, но по итогам аудита) отечественные предприятия, работающие в производственной и строительных сферах, в перерабатывающей отрасли, а также, конечно, транспортные (логистические) предприятия.

Вместе с изменениями в Налоговом кодексе, необходимо упомянуть и о новациях, которые имеют место в сфере бухгалтерского учета и отчетности. Они обусловлены принятием Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности» (его основные положения вступили в силу с 1 января текущего года). Документ изменил ряд норм Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

В частности, внесены корректировки и дополнены требования к оформлению первичных учетных документов (товарно-транспортных накладных и других). В этом контексте стоит оговориться: сам перечень первичных учетных документов совсем недавно претерпел изменения – в связи со вступлением в силу с 1 января Постановления Совета Министров от 30.12.2022 № 962. В соответствии с ним перечень, установленный постановлением от 24.03.2011 № 360, дополнен актом о списании имущества.

Что касается требований к документальному оформлению хозяйственных операций первичными учетными документами, то они изложены в статье 10 Закона № 57-З. В ней с 1 января расширены способы подписания первичных учетных документов лицами, ответственными за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления. Так, при оформлении документа могут быть использованы факсимильное воспроизведение собственноручной подписи ответственного лица с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись (ЭЦП) или другой аналог собственноручной подписи. Главное, способ и сама подпись должны обеспечивать однозначную идентификацию ответственного лица (ответственных лиц).

Если подробнее, то первичный учетный документ должен быть подписан лицом (лицами), ответственным (ответственными) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что этот документ подписан лицом (лицами), ответственным (ответственными) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, ЭЦП или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующего лица (соответствующих лиц)).

Таким образом, уже сейчас первичные учетные документы могут иметь следующие формы:

– бумажный носитель с собственноручной подписью ответственных лиц;

– бумажный носитель с факсимиле подписи ответственных лиц;

– электронная форма с ЭЦП ответственных лиц;

– электронный вид с иными аналогами собственноручной подписи ответственных лиц.

Предприятие, где с 1 января текущего года для оформления первичных учетных документов используются факсимиле подписи ответственных лиц или иные аналоги их собственноручной подписи, должно иметь локальный правовой акт (приказ или распоряжение руководителя), которым утверждаются порядок использования аналогов собственноручной подписи ответственных лиц, а также порядок обращения первичных учетных документов и порядок подтверждения их целостности и подлинности. Для случаев, когда все первичные учетные документы предприятия с 1 января подписываются собственноручно либо с использованием ЭЦП, разработка особого порядка не требуется.

Использование факсимиле и иных аналогов собственноручной подписи (за исключением ЭЦП) в первичных учетных документах в ближайшее время будет ограничено. В настоящее время Минфином уже подготовлен проект документа, которым не допускается использование аналогов собственноручной подписи (за исключением ЭЦП) при оформлении первичных учетных документов, поименованных в постановлении № 360, а также подтверждающих совершение хозяйственных операций с участием двух и более субъектов (за исключением первичных учетных документов, которые в соответствии с законодательством оформляются единолично). В дальнейшем использование факсимиле и иных аналогов собственноручной подписи будет возможно преимущественно при оформлении внутренних документов организации (в отношении хозяйственных операций без участия внешних контрагентов).

Подводя итог, отметим, что в обновленный Налоговый кодекс включены предложения, необходимые для обеспечения бюджетной устойчивости и интересов плательщиков.

Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также