bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Новые высоты грузоперевозок

02.11.2020

Новые высоты грузоперевозок

Определенные трудности, связанные с выполнением полетов в условиях COVID-19, не помешали белорусской грузовой авиакомпании «Трансавиаэкспорт» сработать с положительной динамикой в этом году. На сегодняшний день ее доля в общереспубликанском грузообороте воздушным транспортом составляет около 62%. За 9 месяцев компанией перевезено свыше 13,5 тысячи тонн грузов (темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 39,6%). Налет составил 1822 часа (или +27,3% к уровню 2019-го), рентабельность услуг – 26,6%.

Флот нового формата

Несколько месяцев назад «Трансавиаэкспорт» возглавил Дмитрий Афонин. Заступил он на должность в непростые времена, когда одновременно с коронавирусными проблемами компании приходилось справляться со старыми нерешенными вопросами: устаревший парк и сложности с перевозками. В скором времени была разработана и одобрена на коллегии Департамента по авиации новая стратегия развития предприятия, содержащая четкое видение перспективного будущего грузоперевозчика. Ключевым ее моментом является переформатирование флота, который в настоящее время состоит из 13 самолетов Ил-76 и одного Boeing 747. По мнению руководства, более молодой и современный парк – один из столпов будущего роста.

Безусловно, говорят в авиакомпании, транспортные Илы – машины уникальные, однако возрастные. Как коммерческий проект для перевозки товаров народного потребления Ил-76 недостаточно эффективен: расход топлива и объемы перевозимого груза не позволяют конкурировать на рынке в полной мере.

– Поэтому мы видим Ил-76 исключительно как нишевый продукт. Несколько таких самолетов планируем и впредь задействовать на гуманитарных проектах Всемирной продовольственной программы ООН. При этом параллельно начнем осваивать иностранную технику, – говорит директор компании Дмитрий Афонин.

В ближайшие пять лет перевозчик планирует пополнить парк несколькими широкофюзеляжными Boeing. Наиболее перспективный и востребованный тип самолета Boeing 747 в свое время позволил стабилизировать работу авиакомпании. У этого воздушного судна хорошая экономика в части расхода топлива и объемов перевозимого груза.

Грузы первой необходимости

Именно эпидемиологическая ситуация подвигла к резкому спросу на доставку воздушным транспортом медицинских гуманитарных грузов под эгидой Всемирной организации здравоохранения и в рамках межправительственных соглашений между странами. Кризисные для мировой гражданской авиации времена грузовым перевозчикам принесли большой объем работы. В разгар пандемии налет на один самолет в «Трансавиаэкспорте» составлял порядка 90–140 часов в месяц. При этом приходилось летать на аэродромы с жесткими карантинными ограничениями. Так, например, до недавнего времени в Китае членам экипажа запрещалось покидать воздушное судно – территорию Республики Беларусь. В других странах можно было выходить из самолета только в полной экипировке (костюмах, масках и перчатках), обязательно пройти температурный контроль либо сдать тест на коронавирус. Кроме того, если в обычных условиях на длинных маршрутах экипаж можно заменить в промежуточной точке посадки, то в пандемию приходилось выполнять рейсы двойными экипажами.

В это время белорусские самолеты совершали гуманитарные рейсы из китайских городов Гуанчжоу и Шанхай в Минск. Медицинские грузы доставлялись в Сербию и Румынию. Когда напряженная эпидемиологическая ситуация сложилась в Африке и Южной Америке, летали в Бамако – столицу Мали (государство в Африке), Каракас (Венесуэла) и Буэнос-Айрес (Аргентина).

При этом рейс по маршруту Гуанчжоу – Буэнос-Айрес стал самым длительным по времени и сложности выполнения: самолет «Трансавиаэкспорта» облетел почти весь земной шар. Несмотря на то что летного времени насчитывалось не более 50 часов, полет только в пункт назначения занял около трех дней (с учетом часов отдыха для членов экипажа) и потребовал четыре техпосадки – в Казахстане, Минске, Кабо-Верде и Санта-Крузе.

Экспорт как приоритет

Наряду с повседневными вопросами грузовой авиакомпании сегодня приходится решать и задачи стратегического характера. В фокусе внимания – поиск новых возможностей. Для достижения устойчивого финансового положения крайне важно доставлять не только гуманитарные грузы, но и товары народного потребления, говорят в «Трансавиаэкспорте». Именно этому направлению отдают приоритет. Большие надежды связывают с развитием особой экономической зоны «Бремино-Орша»: рассчитывают возить грузы на Дальний Восток, а также из стран Юго-Восточной Азии в Европу.

В настоящее время в ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» доставку 70% всех гуманитарных грузов и коммерческие перевозки выполняет Boeing 747. Один Ил-76 работает в Эфиопии по проектам Всемирной продовольственной программы, еще один – используется на перевозке товаров народного потребления в рамках сотрудничества с мультимодальным промышленно-логистическим комплексом «Бремино-Орша».

Проект по доставке белорусских экспортных товаров зарубежным потребителям воздушным транспортом глава «Трансавиаэкспорта» считает перспективным:

– Мы понимаем, что авиакомпании необходимо развивать свой экспортный потенциал. И если будем иметь объем работ по перевозке грузов здесь, в Беларуси, это станет нашим конкурентным преимуществом на рынке воздушных перевозок. Поэтому совместно с белорусскими производителями мы прорабатываем все возможные варианты, чтобы определить, какие товары можно эффективно экспортировать. Хотя самостоятельно решить эту задачу нам вряд ли под силу. Это должна быть комплексная работа всех участников процесса.

По его словам, воздушные перевозки зачастую открывают перед экспортерами новые возможности. Ведь многие производители даже не представляют, что можно осуществлять доставку товаров в столь отдаленные регионы. Предполагают, что это дорого и поэтому не рассматривают такой способ доставки.

– Мы же считаем, что к этому вопросу надо подходить индивидуально, и готовы делать конкретные предложения своим потенциальным клиентам. В том числе пойти на низкорентабельную работу, чтобы обеспечить загрузку производственных мощностей и постепенный рост отправок, – резюмирует Дмитрий Афонин.

Инесса ГЕРМАНЧУК, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также