bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

РИС в режиме активации

21.08.2024

РИС в режиме активации

Четыре года назад в Беларуси была создана Государственная администрация водного транспорта (ГАВТ). О текущих и перспективных направлениях деятельности мы беседуем с ее руководителем Дмитрием Чумакевичем. В системе водного транспорта он – не новичок. Имеет профильное образование. 11 лет работал в РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», затем два с половиной года – руководителем ГУ «Белорусская инспекция речного судоходства».

Сегодня в республике восстанавливаются объекты воднотранспортной системы, в частности, сооружения Днепровско-Бугского канала, подавляющее большинство из которых уже приведено в порядок. Модернизируются суда.

– В Днепро-Березинское предприятие водных путей недавно поступил в эксплуатацию обновленный и оборудованный в Пинске по последнему слову техники земснаряд, – информирует собеседник. – Были заменены двигатель и грунтонасос, установлены современные электронные системы выполнения путевых работ, которые в автоматическом режиме могут определять производительность техники, а также отслеживать глубины, количество взвешенных частиц в пульпе и прочее. Усовершенствованный земснаряд сегодня выполняет дноуглубительные работы на Березине. Одновременно в Гомеле модернизацию прошел буксирный теплоход. Судно оборудовано экономичной силовой установкой и дизель-генератором, кроме того, получило дополнительное укрепление корпуса, так называемый ледовый пояс, обеспечивающий прочность при плавании в битом льду. Это позволит существенно продлить срок эксплуатации.

– Возлагаете на модернизацию большие надежды?

– Эффективность путевых работ однозначно повысится. Это позволит создать более благоприятные условия для перевозок на внутренних водных путях. Характерная для Беларуси проблема – слишком короткий период высокой воды, когда имеется возможность большей загрузки судов. Повышая эффективность использования основных средств, выполняющих дноуглубительные работы, улучшая их технико-экономические показатели, мы можем продлить этот период.

Администрация водного транспорта работает над очень сложной и многокомпонентной речной информационной системой (РИС). Ее создание – долгий, многоэтапный и кропотливый процесс: от разработки нормативной правовой базы до формирования соответствующей инфраструктуры и оснащения всех судов необходимым оборудованием. В настоящее время реализуется лишь один из компонентов – веб-сервис, который ежедневно отражает актуальные данные о состоянии внутренних водных путей на гидрологических постах и извещает судоводителей об особых явлениях на участках.

– Информацию предоставляют предприятия водных путей. Мы ее агрегируем у себя в базе и публикуем на соответствующем интернет-ресурсе, – поясняет Дмитрий Евгеньевич. – С учетом того, что водные пути у нас общего пользования, любой заинтересованный гражданин или субъект хозяйствования, которые желают осуществлять судоходство, должны быть осведомлены, чтобы планировать свою работу.

– Какие цели преследует создание РИС?

– Информационная система решает очень много вопросов – от диспетчеризации управления движением до отслеживания грузовладельцами местонахождения своего груза. Кроме того, ведется статистический учет работы внутреннего водного транспорта. То есть сегодня мы, условно говоря, записываем себе на бумажку, сколько осуществлено рейсов на каком-то участке. А с созданием РИС достаточно будет нажать на кнопку, и в системе сформируется нужная информация. Это еще и безопасность. Каждое судно оснащается специальным оборудованием, связывающим его с береговыми базовыми станциями, за счет чего мы можем в любой момент отслеживать местонахождение плавсредств, даже когда исчезают из поля видимости.

Благодаря РИС возможно осуществление судоходства не по фактически расставленным плавучим навигационным знакам, а по виртуальным, их видит у себя на мониторе судоводитель. Такое уже применяется в России. Это исключает затраты на установление плавучего оборудования.

Одним из компонентов РИС является так называемая подложка – навигационная карта внутренних водных путей. Ее создание, в том числе в электронном виде, – еще одно направление, в котором мы пытаемся двигаться.

Чем-то похожая система есть у дорожников. Она отражает метеорологические условия на республиканских трассах с помощью установленных там датчиков и видеокамер. РИС – это не только информация о водных путях, но и подключение каждого судна, участвующего в судоходстве, к некой системе. Таков конечный смысл.

Срок реализации компонента, над которым мы сейчас работаем, заканчивается. Думаем, что он будет самодостаточно завершен. В каком направлении дальше следовать по РИС, определимся после этого.

– Помимо имеющихся многочисленных функций, на ГАВТ в последнее время возложена еще одна – государственной администрации портов.

– Все причальные сооружения в Беларуси находятся в исключительной собственности государства. В целях сохранения этой инфраструктуры и поддержания ее в технически годном состоянии стоит задача передачи данных объектов с баланса «Белорусского речного пароходства» Администрации водного транспорта, которая и будет в дальнейшем осуществлять их содержание и эксплуатацию.

Собеседник приводит в пример Россию, где сегодня пытаются возобновить круизы по крупным рекам. И сталкиваются с тем, что судам некуда причаливать и негде осуществлять посадку/высадку пассажиров, а также техническое обслуживание судов, поскольку все порты, причальные стенки в 1990-е были приватизированы, потом – раскуплены, в некоторых случаях на этих сооружениях построены торговые объекты:

– В Беларуси, к счастью, этого не произошло. И мы сейчас как раз пытаемся определить алгоритм действий для передачи на баланс учреждения основных средств пароходства в виде причальных стенок. Сегодня это одна из глобальных задач, стоящих перед ГАВТ. Многие объекты будут требовать не только эксплуатационных затрат, но и капитального ремонта, реконструкции.

Руководитель ГАВТ очень верит в свой коллектив. В штате – 27 человек, а средний возраст – до 30 лет.

– Опытных специалистов в области водного транспорта сегодня найти сложно. Наша задача – подготовка таких профи через наработку собственного опыта, изучение опыта партнеров и даже через критику нашей работы. Поэтому набираем молодежь и хотим из нее вырастить классных профессионалов. Работаем с БНТУ по двум специальностям – «Гидротехническое строительство» и «Кораблестроение и судостроение». Уже в этом году к нам на практику пришли пять человек. С одним мы заключили контракт.

– Администрация существует около четырех лет. Какие изменения произошли в организациях водного транспорта?

– Итоги подводить пока рано. Сегодня перед ГАВТ стоит ряд серьезных государственных задач, и мы над ними работаем. Я – реалист, смотрю на положение дел не оптимистично и не пессимистично. Нынче подотрасль переживает не самые простые времена. Среди факторов, влияющих на ее состояние, – моральный и технический износ основных средств портовой инфраструктуры. Средний возраст флота – более 35 лет. Задача Администрации водного транспорта в такой ситуации – генерировать предложения по содержанию и восстановлению той инфраструктуры и основных средств, которые имеются, посредством изучения передового зарубежного опыта и в том числе создания нормативной базы.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также