bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Взаимоотношения перевозчика с грузоотправителем

29.11.2018

Взаимоотношения перевозчика с грузоотправителем

Ответственность за убытки, возникшие вследствие отсутствия или неверного указания массы груза и/или иных сведений в транспортных и/или грузосопроводительных документах. Разъяснение прав и обязанностей перевозчиков и грузоотправителей при проведении загрузки груза и указания его массы в транспортных документах.

Правовое регулирование автомобильных перевозок грузов претерпело существенные изменения в связи с принятием Закона Республики Беларусь 17 июля 2017 г. № 50-З. Данным нормативным правовым актом внесены существенные корректировки в Закон об автомобильном транспорте, в том числе в части разграничения ответственности перевозчика и отправителя за правильность оформления транспортных и грузосопроводительных документов и указания в них полных и достоверных сведений.

Соответствующие изменения внесены в ст. 41, ч. 1 ст. 44 и ч. 2 ст. 56 закона, в соответствии с которыми грузоотправитель обязан обеспечить предоставление автомобильному перевозчику транспортных и грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и нести ответственность за их непредставление в полном объеме.

При этом автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и не несет ответственности за неправильность их оформления.

Изменениями в Правила автомобильных перевозок грузов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2018 г. № 187) установлена обязанность грузоотправителя осуществлять загрузку транспортных средств с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь» и, как следствие, возможность перевозчика отказаться от автомобильной перевозки, если масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства либо весогабаритные параметры не соответствуют допустимым весовым и габаритным параметрам, установленным Указом.

Кроме того, в соответствии с п. 21 Правил перевозчик также может отказаться принять груз к автомобильной перевозке, если:

– груз не соответствует принятой к исполнению заявке или разовому заказу;

– груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;

– груз не соответствует принятой к исполнению заявке или разовому заказу;

– движение по автомобильным дорогам маршрута автомобильной перевозки временно прекращено или ограничено;

– автомобильному перевозчику не переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.

Во всех этих случаях заказчик автомобильной перевозки должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

В целях реализации положений ст. 41, 44 и 56 Закона, внесены изменения в Правила, которыми разграничена ответственность грузоотправителя и перевозчика. Так, ранее не была установлена обязанность грузоотправителя указывать массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием в CMR-накладной. Теперь помимо того, что эти данные отражаются как в товарно-транспортной накладной (ТТН), так и в CMR-накладной, устанавливается ответственность грузоотправителя перед перевозчиком за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза (п. 31 Правил в ред. от 07.03.2018).

Также внесены изменения, связанные с разграничением обязанностей грузоотправителя и перевозчика по укладке и креплению груза. Пункт 71 Правил дополнен положением о том, что автомобильный перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза, а грузоотправитель по указанию автомобильного перевозчика должен устранить нарушения укладки и крепления груза (ч. 4 п. 71 Правил в ред. от 07.03.2018). До внесенных изменений отсутствовала обязанность грузоотправителя устранить нарушения укладки и крепления груза, а в обязанности перевозчика входил контроль за всем процессом загрузки транспортного средства.

Приведем рекомендуемые взаимоотношения автомобильного перевозчика с грузоотправителем:

1. Груз не соответствует принятой к исполнению заявке или разовому заказу.

Грузоотправитель должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

Перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке.

2. Масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства либо весогабаритные параметры не соответствуют допустимым весовым и габаритным параметрам.

Грузоотправитель должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

Перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке.

3. Автомобильному перевозчику не переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.

Грузоотправитель обязан обеспечить предоставление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом и несет ответственность за их непредставление в полном объеме; должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

Перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и не несет ответственность за неправильность их оформления; может отказаться принять груз к автомобильной перевозке.

4. Указание массы груза.

Грузоотправитель должен указать в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной «CMR» массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием; несет ответственность перед перевозчиком за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза.

5. Укладка и крепление груза.

Грузоотправитель по указанию автомобильного перевозчика должен устранить нарушения укладки и крепления груза.

Перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза.

***

Рекомендуется учитывать данные требования нормативных правовых актов при заключении договоров перевозки и в случае возникновения споров с грузоотправителем.

Светлана Маковская, Ассоциация «БАМАП»

« »

Читайте также