Поезд под рентгеном
12.11.2018
Неподалеку от станции «Брест-Северный» действует первый и пока единственный в Беларуси инспекционно-досмотровый комплекс для контроля грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом. Проект осуществлен в соответствии с межправительственным соглашением Республики Беларусь и Китайской Народной Республики. В качестве международной технической помощи компания Nuchtech Company Limited из Пекина поставила новое оборудование для комплекса, профинансировала его строительство, инвестировав более 5,5 млн долларов США.
Стационарный инспекционно-досмотровый комплекс рассчитан на сканирование железнодорожных грузовых вагонов без их вскрытия посредством электронного линейного ускорителя в качестве источника ионизирующего излучения. Технология быстрого контроля и скоростной самоадаптации позволяет «просвечивать» состав в движении на скорости до 30 км/ч. Система разработана по специальному проекту с учетом возможности ее нормального функционирования в неблагоприятных условиях, например, при низких или высоких температурах воздуха, усилении ветра, дождливой или снежной погоде.
При прохождении поезда через туннель для сканирования шириной 3,75 и высотой 5,3 м устойчивые к внешним помехам сканирующие высокоактивные электронные линейные ускорители и детекторы передают на мониторы оператора качественное рентгенографическое изображение груза, шасси и других элементов, «просвечивая» металл толщиной до 35 см. Система запускается автоматически с приближением состава. Каждый вагон распознается в отдельности с сохранением его фотографии и подробной информации о грузе.
Рентгеносканирующий комплекс обладает очень высокой разрешительной способностью всех приборов и датчиков, что позволяет передавать яркое и четкое изображение для определения каких-то важных деталей для принятия решения о вскрытии грузового помещения. Если изображение на мониторе оператора явно не совпадает с заявленным в документах грузом, принимается решение отцепки конкретного вагона от состава и направление его на соответствующую площадку для представления содержимого к досмотру таможенными инспекторами.
Технические параметры железнодорожного ИДК соответствуют стандартам радиационной безопасности и защиты от рентгеновского излучения, оборудование обеспечивает полную безопасность работающих операторов, сканируемых товаров и находящихся в непосредственной близости людей. Аппаратура автоматически определяет структуру вагона и рентгеновские лучи настроены таким образом, чтобы не сканировать локомотив с машинистом, или, допустим, пассажирские вагоны, где находятся сопровождающие.
Белорусская таможенная служба находится в процессе модернизации с целью создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности. Применение технологий неинтрузивного досмотра (проверка грузов без необходимости открытия транспортных средств или разгрузки) доказывает высокую эффективность, и ГТК республики заинтересован во внедрении техники, оборудования, позволяющих быстро, оперативно сканировать грузы и существенно сокращать время проведения контроля и таможенных формальностей при транзите товаров в страны Европейского союза. Изучается возможность установки аналогичного комплекса на железнодорожной станции Молодечно. Следующим решением может быть станция Гродно, где также проходит большое количество составов. Проекты сейчас в рассмотрении.
Транспорт & Транзит