Приветливо, с улыбкой
12.10.2022
Стандарты и нормы, которые действуют в отношении придорожного сервиса в Республике Беларусь, идентичны тем, что приняты в Российской Федерации. К такому выводу пришли представители двух стран по результатам анализа, проведенного в рамках реализации программ Союзного государства. Информация была озвучена на пресс-конференции с участием представителей Министерства транспорта и коммуникаций и производственного объединения «Белоруснефть» по теме развития в нашей стране придорожного сервиса и туристической инфраструктуры.
Начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергей Леончик напомнил, что в Законе «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», других нормативных правовых актах содержатся определение объекта придорожного сервиса и основные требования к его внешнему виду и архитектурному исполнению. Основные критерии – безопасность, качество и комфорт для посетителей.
Осуществляя координацию действий в этой сфере, Минтранс, в частности, занимается установлением генеральных схем развития придорожного сервиса на республиканских дорогах. В них в полном объеме аккумулируется информация о существующих, проектируемых, строящихся объектах и предлагаемых местах размещения. Принимаются схемы на пятилетие, срок действия нынешней – до 2025 года. В Минтрансе такой формат считают удобным для потенциальных инвесторов:
– Из генеральной схемы они могут выбрать участок дороги, узнать на ведомственном сайте интенсивность движения транспорта в этом месте и определиться выгодно ли возводить здесь объект.
Совместно с Министерством спорта и туризма осуществляется постоянный мониторинг состояния дел в придорожном сервисе, контролируется количество построенных и оборудованных новых объектов, кемперных стоянок.
– Недавно с представителями концерна «Белнефтехим» мы посетили несколько автозаправочных комплексов, – поделился Сергей Леончик. – Я был приятно удивлен ассортиментом товаров. Очень важно, что проекты строительства и реконструкции сети АЗС «Белоруснефть» носят модульный характер. Для пользователей удобно, когда торговый зал, кассы, зоны приема пищи, кофейные автоматы располагаются в привычном месте. В санитарные помещения можно пройти прямо из зала. Словом, комфортно и безопасно.
Вопросы развития придорожного сервиса рассматриваются также в рамках совместной работы с российскими коллегами. Приятно отметить, что белорусский опыт перенимается в регионах соседней страны.
***
В республике 575 автозаправочных комплексов ПО «Белоруснефть». Все они отвечают необходимым требованиям прежде всего по обеспечению качественным топливом. Предлагаются здесь и различного рода услуги, потребность в которых может возникнуть в пути: продажа технических и продовольственных товаров, предоставление сервиса для уборки салона, подкачки шин и ряд других.
– С начала года введены девять новых и реконструированных объектов. В последнем квартале планируется еще шесть, – проинформировал начальник управления нефтепродуктообеспечения ПО «Белоруснефть» Юрий Онанченко. – Придерживаемся стандарта, чтобы среднее расстояние между заправочными станциями на дороге не превышало 40 км. Поэтому для строительства выбираем наиболее удобные и востребованные пользователями места. Реконструкцию наших АЗС производим с учетом требований посетителей.
Необходимой опцией сегодня стали пункты зарядки телефонов и гаджетов. Есть востребованность в небольших конференц-залах для проведения встреч, совещаний или презентаций. Один из таких, рассчитанный на 10 человек, уже обустроен на новой станции возле Национального аэропорта Минск.
На заправках вблизи небольших населенных пунктов нередко отмечают различные торжества.
– Мы обязательно учитываем такие факторы в планах по дальнейшему развитию, – прокомментировал Юрий Владимирович. – Также принимаются во внимание потребительский спрос на определенные виды топлива и услуги с учетом региональных особенностей.
***
Компания «Белоруснефть» имеет в своем арсенале 600 станций для зарядки электромобилей. Еще 33 будут построены до конца года. Располагаются они зачастую непосредственно на АЗС, но есть и отдельно стоящие. Сведения об их местоположении можно найти на корпоративном сайте. Там же информация о предоставляемых услугах, реализуемых видах топлива, времени работы, наличии инфраструктуры.
Достаточно большое внимание уделяется возможности парковки на автозаправочных комплексах большегрузного транспорта, автобусов и легковых автомобилей. Обустроено 20 площадок для караванеров, где есть возможность подзарядить батареи, пополнить запасы воды, получить комплекс услуг, которые могут потребоваться во время остановки.
Одно из подразделений производственного объединения – РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» – отвечает за организацию работы АЗС в столичном регионе. В текущем году здесь планируется открыть четыре объекта с модернизированными торговыми залами, в следующем – шесть, сообщил заместитель директора по розничной торговле предприятия Максим Радобольский. Отдельные станции будут реконструированы. Для клиентов это выразится в улучшении ассортимента продукции общепита и сопутствующих товаров, появятся новые удобные места для отдыха и приема пищи. На придорожных объектах можно будет принять душ. Сформирован резерв для увеличения числа электрозарядных станций по мере роста количества электротранспорта.
***
На каком расстоянии сегодня на трассах располагаются электрозарядные станции, насколько учитывается при этом ограниченность пробега электромобиля, по каким направлениям появятся новые объекты данного профиля? Эти и другие вопросы задали представители СМИ спикерам.
– Электрозаправочные АЗС устанавливают исходя из региональных возможностей по подключению, поскольку такие устройства потребляют разово достаточно много энергии, – ответил Юрий Онанченко. – Можно сказать, что существующая сеть уже дает широкие возможности для передвижения электротранспорта практически по всем трассам республики. Сегодня станции находятся на расстоянии, позволяющем электромобилю проехать от зарядки до зарядки. По мере увеличения количества такого вида транспорта будет совершенствоваться и сеть. Процесс идет в ногу со временем.
Прозвучал уточняющий вопрос относительно 40-километрового норматива между АЗС: соблюдается ли это правило на всех дорогах республики, в частности, в стороне от главных трасс?
– Это рекомендуемое, но не обязательное требование, – пояснил Сергей Леончик. – К тому же для разных категорий дорог существуют свои параметры. И никто не может обязать инвесторов выполнять данный стандарт в ущерб собственным доходам и рентабельности. Мы изучали с этой целью опыт Германии. При движении по автобану машина проезжает 60 км буквально за 20 минут. И, конечно, нет необходимости ставить АЗС на таком расстоянии. В Беларуси – свои скоростные режимы. Это и принимается во внимание при выборе места. Важно, что при строительстве каждой новой заправки очень серьезно анализируются и учитываются потоки транспорта, привязка к определенному региону, интенсивность движения, уже имеющаяся сеть.
Еще один вопрос касался идеи сделать придорожные объекты чуть ли не местом отдыха для всей семьи.
– Для нас важно создание условий для разных возрастных категорий посетителей, особенно для детей, – ответил Сергей Александрович. – Еще год назад мало где можно было встретить игровые зоны. Сейчас владельцы придорожных комплексов стремятся учитывать интересы всех членов семьи. Это скорее правило, а не исключение на объектах, где заботятся о посетителях.
Подводя итог, со своей стороны отметим: главное, чтобы придорожных объектов, где путешествующие получат максимум удобств и внимания, где их встретят приветливо и с улыбкой, где им предложат только свежие продукты и блюда, было как можно больше. Такой сервис клиент вниманием не обойдет.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный вестник»