bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Беспилотная «Нева»

13.07.2021

Беспилотная «Нева»

Формирование беспилотных логистических коридоров на территории России начнется с трассы М-11 «Нева». Министерство транспорта до 2024 года оборудует магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом цифровой инфраструктурой для безопасного движения автономных грузовиков всех мировых разработчиков и автопроизводителей.

Реализацию проекта Минтранс РФ начал с крупнейшими российскими грузоперевозчиками и разработчиками технологий. Соответствующее соглашение подписано с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), предприятиями «КАМАЗ», «Национальные телематические системы» (НТС), СберАвтоТех, «Деловые линии», Global Truck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), а также ретейлером X5 Group. В формируемый консорциум в ближайшей перспективе планируется включение мировых автопроизводителей, разработчиков беспилотных грузовиков и сервисов, операторов связи и государственных информационных систем на автотранспорте.

– Беспилотники должны перевозить грузы, а не тестироваться только как «технологии ради технологий». Для нас принципиально важно, чтобы проект изначально строился на экономически эффективных бизнес-моделях для перевозчиков и грузоотправителей, – поясняет заместитель министра транспорта Кирилл Богданов. – Инфраструктура и технологическая сеть передачи данных должны обеспечивать проезд всех беспилотников – российских и иностранных. Только в этом случае мы сможем проложить логистические коридоры для автономных перевозок между Азией и Европой. Будем расширять круг участников проекта и готовить масштабирование протестированных решений на другие трассы, включая М-12 от Москвы до Екатеринбурга. До 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тысячи километров федеральных дорог.

Для движения беспилотников без участия водителей и присутствия инженера-испытателя на борту по всей трассе М-11 протяженностью более 660 километров планируется формирование специальных хабов на подъездах к Москве и Санкт-Петербургу. Это необходимо, чтобы исключить заезд автономных грузовиков в города. По словам замминистра, также прорабатывается необходимость создания государственного центра управления трафиком беспилотников, который позволит в случае нештатных ситуаций в онлайн-режиме останавливать или перенаправлять автономные автомобили для обеспечения безопасности движения. Совместно с участниками проекта будут подготовлены необходимые изменения законодательства и технологические стандарты.

Проект «Беспилотные логистические коридоры», первым этапом которого станет запуск автономных грузоперевозок на М-11, является частью стратегических инициатив Минтранса России. По расчетам ведомства использование беспилотников на М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость (с 60 до 75 км/ч) доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний.

Директор ассоциации ЦТЛ Антон Замков отмечает, что реализация проекта создает возможность для первой в мире масштабной эксплуатации беспилотных грузовиков на всем протяжении целой магистрали, а не на отдельных участках и в режиме тестирования.

– «КАМАЗ» разработал линейку грузового беспилотного транспорта различного применения. Часть этой техники уже прошла или проходит испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Следующий этап – эксплуатация на дорогах общего пользования, – комментирует генеральный директор автоконцерна Сергей Когогин.

Концерн НТС, ранее разработавший технологию «умной дороги», в прошлом году провел тестирование малотоннажного автономного грузовика на водородном топливе и планирует до 2023-го запустить магистральный беспилотник.

– В наших проектах переосмыслена традиционная система управления дорожным движением. Мы создаем новую экосистему транспорта будущего, инвестируем в проекты инфраструктуры нового поколения, производство электрических беспилотников, новую микроэлектронику, разработку водородных электрохимических генераторов не потому, что это модный тренд. Именно комплексное решение позволит сделать технологический рывок на транспорте и обеспечить снижение затрат, повышение безопасности и экологичности, – уверен генеральный директор НТС Алексей Нащекин.

По мнению генерального директора ГК «Деловые Линии» Фарида Мадани, использование беспилотников на трассе М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Санкт-Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха. Кроме того, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность, а программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке сэкономит примерно один литр топлива на 100 километров пути, снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2–3%. Также применение беспилотников повысит экологичность перевозок благодаря снижению выбросов углекислого газа.

ПЭК, по словам заместителя директора компании Вадима Филатова, ежедневно отправляет по М-11 более 70 грузовых автомобилей:

– Мы сможем рассчитать рентабельность беспилотных перевозок на реальных примерах. Один из ожидаемых экономических эффектов – снижение расхода топлива. Внедрение технологии по частичной автоматизации управления автомобилем, когда телеметрия подсказывает водителю оптимальные действия на трассе, позволяет экономить около 10% топлива за счет сокращения влияния человеческого фактора.

  • Согласно предположениям, реализация комплекса инициатив по автономной системе вождения позволит на 20% сократить аварийность. При этом ряд экспертов усматривают проблемы для водителей легковых автомобилей. Беспилотный грузовик, вероятно, просто остановится в ожидании перед местом аварии или другим образовавшимся препятствием, а также при обнаружении неисправности. Позади него будет образовываться гигантская пробка. А это уже существенная и небезопасная помеха другим участникам движения на скоростной трассе.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также