bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Кошелек таможни похудел

12.01.2021

Кошелек таможни похудел

В целях защиты национальных интересов Россия до 31 декабря 2021 года продлила отдельные специальные экономические меры против стран, установивших в отношении нее санкции. Продовольственное эмбарго распространяется на США, государства Евросоюза, Австралию, Албанию, Великобританию, Исландию, Канаду, Лихтенштейн, Норвегию, Украину, Черногорию.

Пять минут, пять минут…

Российской Федерацией ограничения были введены в 2014 году как ответ на санкции ряда зарубежных стран. В результате сократился импорт и заметно увеличился экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, что по аналитическим выкладкам Минэкономразвития РФ позитивно повлияло на динамику ВВП. Однако транзитные потоки с запрещенной продукцией направились в обход России, существенно снизив поступление доходов в бюджет из-за недополучения таможенных платежей.

В целях преодоления этого негативного фактора в прошлом году ранее запрещенный транзит санкционных товаров разрешили, но только к июлю 2020-го была завершена подготовка правовой основы, сформированы правила его осуществления с использованием электронных навигационных пломб (ЭНП) и определены требования к операторам, обладающим полномочиями их навешивать и снимать.

Федеральная таможенная служба и Минтранс создали систему онлайн-отслеживания таких транзитных грузоперевозок. Наложение ЭНП осуществляется на границе при въезде на территорию РФ – определены 20 автомобильных и 10 железнодорожных контрольных пунктов. На установку одной пломбы отводится пять минут. Предварительно перевозчику необходимо зарегистрироваться в системе оператора транзита (ООО «Центр развития цифровых платформ»), за два часа до прохождения границы передать сведения о транспортном средстве и планируемой доставке – код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита.

Данные о маршруте движения с цифровой пломбой в режиме онлайн доступны как перевозчикам, так и грузоотправителям в личном кабинете на сайте оператора. Надзорные структуры аналогично через интернет получают сведения о соблюдении режима транспортировки.

Всепогодная пломба

Устройство контроля – навигационная пломба – включает в себя электронный блок, контрольный, коммуникационный и навигационный модули, средства криптографической защиты информации. Каждые два часа оно передает информацию о дате, времени, географических координатах, скорости перемещения. При попытке несанкционированного вскрытия грузового отсека немедленно поступает тревожный сигнал оператору.

ЭНП полностью автономна, может функционировать при температуре от -40°C до +70°C в течение 45 суток. Используются пломбы на платной основе: наложение – 1224 российских рубля, снятие – 996, суточная аренда – 2500.

После активации электронного устройства водителю выдается учетный талон, который он обязан сохранить на время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельно снимать пломбу запрещено – система распознает подобное действие как нарушение доступа к санкционному товару, что может повлечь конфискацию груза.

Эксперты выделяют ряд неудобств нововведения: задержки по времени в связи с возможным образованием очередей при наложении электронного устройства; влияние человеческого фактора; учетный талон в бумажном формате, который может затеряться в ворохе других документов; отсутствие возможности подзарядки ЭНП в пути в случае необходимости.

Недовольство непосредственно водителей вызывает прежде всего дополнительный, помимо тахографического, контроль соблюдения графика вождения и отдыха, а также необоснованного простоя.

– Рост темпов экспорта транспортных услуг грузовыми перевозчиками невозможен без упрощения контрольных процедур на евразийских транспортных коридорах, – делится своим мнением генеральный директор ООО «Центр развития цифровых платформ» (Россия) Елена Игнатенкова. – Электронный обмен юридически значимыми документами, которые можно загрузить в электронную навигационную пломбу и считать с нее, упростит национальное регулирование транзита в странах ЕАЭС, а наличие пломбы на грузовом отсеке подтверждает отсутствие доступа к товарам после ее наложения и необходимости проверок контрольно-надзорными органами в пунктах пропуска через госграницу. Внедрение и использование системы отслеживания перевозок товаров происходит совместно с ФТС, Минтрансом, Ространснадзором и другими участниками перевозочного процесса. Применяемые технологии позволят сформировать экосистему цифровых транспортных коридоров и единого доверенного пространства ЕАЭС, что сократит временные и финансовые издержки при перевозке грузов через Россию.

«Корзинка» трафика

Всего с марта по сентябрь текущего года международные грузоотправители осуществили через территорию России почти 4,5 тысячи транзитных рейсов с санкционными товарами. Наибольшая часть пришлась на продукты питания: мясо и мясные субпродукты (37%), продукты из зерна и злаков (12%), молочку (9%), фрукты и орехи (5%), какао (4%), рыбу и ракообразных (3%).

Главным после открытия транзита перевозчиком санкционки стала Украина, для которой установлен отдельный перечень. В него входит не только продовольствие, но и бумага, картон, турбины, машины, оборудование для сельского хозяйства. Из страны в марте – сентябре было выполнено 2,7 тысячи рейсов (61% всех транзитных доставок санкционных товаров через Россию). Основной поток назначением из Украины шел в Казахстан (почти 2 тысячи рейсов), Азербайджан (около 400), Грузию (более 300). Чаще всего везли мясо и мясные субпродукты (813 рейсов), а также продукты из зерна (504).

Второе место занимает Польша с 573 рейсами. А в качестве пункта назначения для всех международных отправителей лидирует Казахстан.

По расчетам международных автомобильных грузоперевозчиков, которые в июле приводил Минтранс РФ, каждый рейс через территорию России обходится компаниям на 5 тысяч долларов США дешевле. Исходя из этого, транспортники Украины, выполнив 2,7 тысячи рейсов, могли сэкономить на транзите с конца марта около 13 млн долларов США.

  • Объем санкционного транзита превысит 82 тысячи перевозок в год, считают в Минтрансе России. Его открытие позволяет снизить сроки и стоимость доставок, является стимулом для роста контейнерных перевозок через РФ, а также возможностью для российских логистических компаний в период пандемии коронавируса получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе.
  • Казахстанские перевозчики отмечают, что, несмотря на запуск нового инструмента, физические досмотры грузов таможенными службами РФ не прекращаются, что влечет простои транспортных средств в ожидании проверки. В целом же, по их мнению, новая система является излишней мерой контроля и увеличит издержки.
  • Оценивая значение российского транзита для формирования цифровых транспортных коридоров и единого доверенного пространства, в ЕАЭС считают важным направленность системы контроля санкционного транзита на решение задач в сфере эффективности использования накопленного транспортно-логистического потенциала Союза, в том числе транзитного.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также