bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

С Пакетом от ЕС

13.01.2021

С Пакетом от ЕС

В официальном журнале Европейского союза (L 249) опубликованы правовые акты Пакета мобильности по регулированию международных автомобильных перевозок на территории государств – членов сообщества. Ожидается, что в дальнейшем компетентными органами ЕС будут инициированы предложения о распространении новых норм и требований на транспортных операторов третьих стран в рамках двусторонних договоренностей, квоты ЕКМТ и соглашения ЕСТР.

Ключевыми документами Пакета мобильности являются положения Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 года:

  • Регламент (ЕС) 2020/1054 о времени вождения и отдыха водителей;
  • Директива (ЕС) 2020/1057 по правилам командирования водителей при осуществлении международных перевозок;
  • Регламент (ЕС) 2020/1055 об условиях доступа к профессии перевозчика и рынку международных автомобильных перевозок.

С РЕЖИМОМ СТРОГО

Согласно изменениям за любые две недели подряд водитель должен использовать два регулярных еженедельных периода отдыха или один регулярный и один сокращенный продолжительностью не менее 24 часов. Еженедельный должен начинаться не позднее истечения шести 24-часовых периодов с окончания предыдущего.

Введено специальное отступление. При международных грузовых перевозках водитель может использовать два последовательных сокращенных еженедельных периода отдыха при условии, что в любые четыре последовательные недели использовал не менее четырех еженедельных, из которых как минимум два должны быть регулярными.

Любое сокращение еженедельного отдыха компенсируется эквивалентным периодом, принимаемым целиком до конца третьей недели. После использования двух сокращенных еженедельных периодов подряд следующий регулярный должен быть с компенсацией.

Отдых продолжительностью более 45 часов проводится вне кабины транспортного средства в месте, где имеются надлежащие спальные и санитарные условия и соответствующая инфраструктура для каждого пола. Все расходы по размещению оплачивает работодатель. Водитель не обязан представлять контролирующим органам доказательства, например, в виде счетов за гостиницу. Штраф налагается лишь при непосредственном выявлении нарушения.

При работе в составе экипажа водитель может сделать перерыв на 45 минут в машине при условии, что он не участвует в оказании помощи напарнику.

Транспортному предприятию следует организовать работу водителя таким образом, чтобы в течение каждого периода в четыре недели подряд отдых продолжительностью более 45 часов был проведен в стране регистрации компании или по месту жительства. В подтверждение исполнения данного обязательства требуется наличие соответствующих документов: они сохраняются для возможности предоставления по запросу контролирующих органов.

Если водитель сопровождает транспортное средство, которое перевозится на пароме или поездом и использует регулярный ежедневный или сокращенный еженедельный отдых, данный период допустимо прервать не более двух раз другими действиями продолжительностью до одного часа. При этом необходим доступ к спальной кабине, койке или кушетке, а время поездки должно составлять минимум 8 часов.

При условии, что безопасность дорожного движения не ставится под угрозу, в исключительных случаях дневное или еженедельное время вождения может превышаться максимум на один час, чтобы проследовать до операционного центра работодателя или к месту жительства для еженедельного периода отдыха. Аналогично допускается превышение дневного и еженедельного времени вождения максимум на два часа, если непрерывный 30-минутный перерыв был сделан непосредственно перед дополнительным вождением. Причины продления рабочего времени водитель должен указать вручную на диске тахографа, распечатке или плане работы не позднее достижения конечного пункта назначения или по прибытии в место остановки.

  • Регламент (ЕС) 2020/1054 распространяется на перевозчиков и водителей из государств – членов Евросоюза. Транспортным операторам третьих стран в своей работе следует руководствоваться нормами Европейского соглашения, касающегося работы экипажей, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Однако запрет отдыха более 45 часов в кабине на территории всех стран Евросоюза относится в том числе к водителям государств, не входящих в ЕС, поскольку статьей 8 ЕСТР оговорены только ежедневные и сокращенные еженедельные периоды отдыха при наличии предусмотренных конструкцией специальных приспособлений для сна каждого водителя и размещении транспортного средства на стоянке.

СПУТНИКОВЫЙ ТАХОГРАФ

Согласно Пакету мобильности в ближайшие годы должна быть произведена замена аналоговых и цифровых на смарт-тахографы. Ожидается принятие исполнительного акта, согласно которому умные устройства второго поколения будут обязательны к установке на всех новых коммерческих автомобилях с 21 августа 2023 года, а в течение 2024-го государства – члены ЕС должны оснастить свои контролирующие органы оборудованием дистанционного раннего обнаружения для проверок на дорогах.

Смарт-тахографы автоматически определяют местоположение транспортного средства в ближайшей точке доступа спутникового сигнала. При этом фиксируются координаты начала и окончания ежедневного периода работы, каждое пересечение границы, три часа совокупного времени вождения.

С 2 февраля 2022 года в ближайшем возможном месте остановки на границе или сразу после нее водитель должен будет вводить в цифровой или аналоговый тахограф символ государства – члена ЕС, в которое въезжает. Если автосцепка доставляется паромом или поездом, данная процедура осуществляется в порту или на станции прибытия.

  • На площадке ЕЭК ООН проходит обсуждение имплементации в ЕСТР необходимости использования смарт-тахографов. Официального решения по этому вопросу нет, равно как и требования к их установке на транспортные средства регистрации третьих стран.

О КОМАНДИРОВКЕ – ЗАРАНЕЕ

Основные положения Пакета мобильности о командировании водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, в том числе ЕКМТ и ЕСТР, начнут применяться с 2 февраля 2022 года.

Директивой (ЕС) 2020/1057 предусматриваются особые правила:

  • выплата водителю вознаграждения в размере, определенном законодательством страны, в которую он направлен;
  • предварительное уведомление о командировании;
  • наличие на борту транспортного средства определенного пакета документов;
  • хранение подтверждающей документации.

Новые требования касаются каботажных и комбинированных перевозок, а также транспортировки типа cross trade. Они не распространяются на транзитные и двусторонние доставки (из одной страны ЕС, в которой учреждена компания перевозчика, в другое государство сообщества или третью страну либо наоборот).

Транспортировка типа cross trade не подлежит новым правилам командирования, в случае когда:

  • помимо двусторонней перевозки водитель выполняет одно действие по погрузке и (или) разгрузке в государствах – членах ЕС или третьих странах, которые он пересекает;
  • двусторонняя доставка начата в государстве – члене сообщества, где учреждена компания перевозчика, и в пути не выполнено никаких дополнительных действий;
  • осуществляется двусторонняя перевозка в государство – член Евросоюза, где учреждена компания перевозчика, и в странах пути следования выполнено не более двух дополнительных операций по погрузке и (или) разгрузке.

Транспортная компания обязана представить уведомление о командировании (декларацию о размещении) в национальные компетентные органы государства – члена ЕС, куда отправляется водитель, не позднее начала поездки. Оно должно содержать следующие сведения:

  • идентификационные данные перевозчика – по крайней мере, в виде номера лицензии;
  • контактную информацию транспортного менеджера или другого лица в государстве – члене ЕС, в котором учреждена компания перевозчика, для связи с компетентными органами принимающей страны сообщества, а также для отправки и получения документов или уведомлений;
  • данные о водителе, адрес его проживания и номер водительского удостоверения;
  • дату начала действия трудового договора и применимое к нему законодательство;
  • предполагаемые даты начала и окончания командировки;
  • регистрационные номера транспортного средства;
  • оказываемые услуги (доставка грузов или пассажиров, международные или каботажные перевозки).

При проверке на дороге водитель должен предоставлять:

  • копию уведомления о командировании (декларации о размещении) в бумажном или электронном виде;
  • подтверждение транспортных операций в принимающей стране – члене ЕС, например, электронную накладную e-CMR;
  • записи тахографа с символами стран государств – членов сообщества, в которых водитель находился при выполнении международных автомобильных перевозок или каботажных операций.

Документы, запрашиваемые у перевозчика компетентными органами государств – членов ЕС, куда осуществлялось командирование, и которые он должен отправить через открытый интерфейс не позднее 8 недель с даты запроса:

  • записи тахографов;
  • накладные (CMR);
  • документацию по вознаграждению водителя за период командировки;
  • трудовой договор и табели учета рабочего времени водителя;
  • доказательство платежей.

___________________________________

Не всем реформа по душе

Латвия, Литва, Болгария, Румыния и ряд других стран-членов выступили против реформы грузоперевозок в ЕС, считая это формой экономического протекционизма и попыткой вытеснения их транспортных компаний с западноевропейского рынка.

Кроме того, Польша, Болгария, Кипр, Венгрия, Мальта, Латвия, Литва, Румыния и Бельгия обратились к председателю Европейской комиссии с просьбой приостановить действие Пакета мобильности в период эпидемиологической ситуации, поскольку ограничения в соответствии с новыми требованиями усугубят положение сектора автомобильного транспорта.

Министерство юстиции Литвы направило в Суд справедливости Евросоюза два иска по обжалованию. Их суть – в отмене положений правовых актов ЕС, которые отражаются на деятельности компаний-перевозчиков. В частности, это относится к необходимости возвращения водителя к месту жительства или в страну регистрации предприятия через каждые четыре недели, жесткому ограничению отдыха в кабине во время длительного перерыва, что подразумевает расходы на покрытие проживания вне транспортного средства.

– Литва твердо намерена защищать права своих водителей и перевозчиков и обеспечивать баланс их интересов, – заявил министр юстиции Эльвинас Янкявичюс. – Укрепляя внутренний рынок Евросоюза, мы должны сохранить конкурентоспособность работников и бизнеса в нашей стране, чтобы этот сектор не подвергся дискриминации из-за применения необоснованных и непропорциональных требований.

Он добавил, что положения Пакета мобильности повлияют и на общее экономическое положение Литвы: сократятся запланированные доходы бюджета, вырастут расходы. По предварительным оценкам, наибольшее негативное влияние испытают мелкие компании, без работы останутся почти 35 тысяч человек, для выплат им потребуется 111 млн евро, а ВВП сократится на 1,6%.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также