bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Ремонт на чужбине

23.12.2021

Ремонт на чужбине

Ввиду определенных обстоятельств может возникнуть необходимость ремонта за границей транспортного средства международной перевозки (ТСМП), поврежденного на территории Евразийского экономического союза. В случае принятия такого решения при его обратном ввозе обязательна таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

Место имеет значение

Рассмотрим ситуацию, когда зарегистрированное в Евразийском экономическом союзе грузовое транспортное средство в рейсе за границей (период временного нахождения за пределами ЕАЭС в рамках одной конкретной международной перевозки) получило повреждения в аварии или вследствие действий непреодолимой силы. Для его восстановления допускается ремонт, включая капитальный, непосредственно в месте нахождения, что оговорено в подпункте 3 пункта 1 статьи 277 Таможенного кодекса Союза.

Однако если повреждение получено на территории ЕАЭС, то, согласно части 1 пункта 3 той же статьи, ремонт за рубежом возможен при условии помещения транспортного средства под таможенную процедуру переработки вне территории Союза. Когда в силу каких-либо причин это не было осуществлено, ТСМП в обязательном порядке, в соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 277, должно быть помещено под процедуру выпуска для внутреннего потребления. В таком случае при уплате ввозных таможенных пошлин, налогов учитывается стоимость ремонта, а также использованных материалов и запчастей, если они не были включены в смету расходов.

При непомещении временно вывезенного транспортного средства международной перевозки под процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, согласно части 3 пункта 3 статьи 277 ТК ЕАЭС, подлежат уплате в размере, как если бы ТСМП помещалось под процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, то есть исходя из стоимости всего транспортного средства.

Всяк бывает

Изложенное выше следует из ответа Государственного таможенного комитета Республики Беларусь на обращение по данной теме Ассоциации «БАМАП» от имени ее членов. Вместе с тем в некоммерческом объединении допускают ситуации, не отраженные в действующей редакции статьи 277 ТК ЕАЭС. Например, необходимый для восстановления движения транспортного средства ремонт начат сервисной станцией непосредственно по месту аварии на территории Европейского союза, а завершен – после въезда транспортного средства в ЕАЭС и последующего возвращения в ЕС. Также возможны случаи, когда ввиду отсутствия авторизованных СТО в некоторых находящихся за пределами Евразийского экономического союза странах (Узбекистан, Азербайджан и другие) транспортное средство для выполнения квалифицированного ремонта по направлению страховой организации следует через таможенную территорию ЕАЭС транзитом в Евросоюз.

Ассоциация вновь обратилась в ГТК за разъяснением алгоритма действий перевозчика в случае последующего возвращения на территорию ЕС для завершения ремонта с учетом отсутствия в подпункте 3 пункта 1 статьи 277 ТК ЕАЭС прямого указания на необходимость осуществления операций по ремонту для восстановления временно вывезенного ТСМП в рамках одной конкретной международной перевозки.

В Государственном таможенном комитете отметили следующее:

– Пунктом 1 статьи 277 ТК ЕАЭС определен перечень операций, совершение которых допускается в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки. При этом в главе 38 под временно вывозимыми (вывезенными) понимаются ТСМП, вывозимые исключительно в целях завершения и (или) начала международной перевозки, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 272 ТК ЕАЭС. В указанной ситуации таможенное декларирование ТСМП осуществляется без помещения под таможенные процедуры с использованием декларации на транспортное средство, декларантом ТСМП выступает перевозчик, согласно пункту 2 статьи 278 ТК ЕАЭС.

В случае временного вывоза с территории Евразийского экономического союза в иных целях они подлежат таможенному декларированию в соответствии с предусмотренными ТК ЕАЭС таможенными процедурами. При вывозе с территории ЕАЭС зарегистрированных в Республике Беларусь транспортных средств для ремонта, в том числе окончательного (дополнительного) восстановления, ТСМП подлежат помещению под процедуру переработки вне таможенной территории.

Кто декларант?

У перевозчиков также возник вопрос по поводу возможности (обязанности) страховых и лизинговых организаций выступать в качестве декларанта таможенной процедуры переработки вне территории Союза (выпуска для внутреннего потребления), если именно они являются стороной сделки (заказчиком) с иностранным лицом (станцией технического обслуживания). В контексте приводятся положения пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС: декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.

По этому поводу в Государственном таможенном комитете пояснили, что если товары, в том числе транспортные средства, перемещаются через таможенную границу ЕАЭС на основании сделки с иностранным лицом, то декларантом может выступать лицо государства – члена интеграционного объединения:

  • являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС;
  • от имени и (или) по поручению которого заключена сделка с иностранным лицом, и товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС, в соответствии с абзацами первым – третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 83 ТК.

Однако когда товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо, то декларантом в соответствии с таможенными процедурами может выступать лицо государства-члена, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, в том числе транспортными средствами, например, перевозчик.

Вне таможенной территории

Государственному таможенному комитету были также адресованы вопросы о порядке совершения перевозчиком таможенных операций, связанных с:

  • подачей декларации для помещения транспортного средства под процедуру переработки вне таможенной территории в случае его нахождения за пределами территории Союза (к примеру, при необходимости капитального ремонта), а также когда ТСМП не только вывозится для ремонтных работ, но и выполняет международную автомобильную перевозку (до временного вывоза может быть помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории);
  • помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:

при обратном ввозе ТСМП с товаром в ЕАЭС (если ранее оно помещалось под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории);

при обратном ввозе ТСМП в ЕАЭС (если ранее оно не помещалось под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории);

в отношении находящегося на территории Союза ТСМП, если на момент ввоза в ЕАЭС отсутствовали документы, необходимые для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В ГТК республики уточнили, что порядок помещения товаров, в том числе транспортных средств, под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории определен главой 25 ТК ЕАЭС. Если при нахождении временно вывезенного ТСМП за пределами Союза возникла необходимость его капитального ремонта, оно может быть помещено под процедуру переработки вне таможенной территории без обратного ввоза в ЕАЭС, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 и пунктом 4 статьи 176.

Одним из условий помещения товаров под рассматриваемую таможенную процедуру является наличие документа об условиях их переработки. Если целью является ремонт, то в качестве документа, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 177, может использоваться декларация на товары.

Когда ТСМП временно вывозится с территории ЕАЭС не только для завершения и (или) начала международной перевозки, но и выполнения ремонтных работ, его нужно поместить под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

В случае обратного ввоза с товаром в ЕАЭС временно вывезенного ТСМП, помещенного под процедуру переработки вне таможенной территории, транспортное средство в республиканском ПТО подлежит помещению под процедуру таможенного транзита, согласно положениям главы 22 ТК, с последующим помещением в ведомственном ПТО под процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии со статьей 184.

При совершении операций, не предусмотренных пунктом 1 статьи 277 ТК ЕАЭС, без помещения временно вывезенных ТСМП под процедуру переработки вне таможенной территории при ввозе в Союз такие транспортные средства, в соответствии со статьей 186 ТК ЕАЭС, подлежат помещению в республиканском либо ведомственном ПТО (после доставки ТСМП, перемещаемых в соответствии с процедурой таможенного транзита) под процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов.

Если ТСМП находится на территории Союза, но во время пребывания за пределами интеграционного объединения в его отношении были совершены таможенные операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 277 ТК ЕАЭС, то в целях соблюдения положений части 2 пункта 3 статьи 277 ТК ЕАЭС декларант, согласно статьи 186 ТК ЕАЭС, вправе осуществить помещение такого ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов. С целью помещения ТСМП под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, в соответствии с главой 25 ТК ЕАЭС, и (или) таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, согласно статье 184 или части 2 пункта 3 статьи 277, декларанту необходимо подать декларацию на товары в ведомственный ПТО, где осуществляются таможенные операции в отношении перемещаемых автомобильным транспортом товаров.

Для совершения указанных выше таможенных операций декларант вправе обратиться к таможенному представителю, реестр которых размещен на едином интернет-портале таможенных органов Республики Беларусь в подразделе «Участникам ВЭД/Бизнесменам/Реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела».

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также