bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Беспилотнику – свое место

18.10.2021

Беспилотнику – свое место

Мультикоптеры, квадрокоптеры, октокоптеры… Число беспилотных летательных аппаратов (БЛА) растет в Беларуси в геометрической прогрессии. Сегодня они стали массово использоваться не только военными и геодезистами, сотрудниками МЧС и МВД, работниками лесного хозяйства и рыбхозов, но и журналистами, блогерами, свадебными фотографами в качестве летающей видеокамеры. В небе пока не стало тесно от дронов. Однако, чтобы в будущем избежать их плотного трафика, особенно в городском воздушном пространстве, и тем самым обеспечить безопасность, нужны четкие правила полетов. Особенности использования БЛА мы обсуждаем с представителями Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь – заместителем начальника управления безопасности полетов Александром Ширшовым и главным специалистом Николаем Ковалевым.

Используемые сегодня в Беларуси беспилотники многообразны по типу, весовым и летным характеристикам. Наиболее распространены самолетный и вертолетный типы. Первые взлетают с полосы и садятся на нее, некоторые из них оснащены катапультой и после полета спускаются на землю на парашютах. Вторые взмывают в небо вертикально и могут зависать в воздухе. В основном это модели китайского производства различного ценового сегмента. Используются они в том числе для спортивных и развлекательных целей. В экспериментальной и государственной авиации Беларуси широко применяются беспилотники отечественного производства серии «Бусел».

Растущая популярность БЛА, по мнению Николая Ковалева, обусловлена в первую очередь сбалансированным соотношением их стоимости и объема выполняемых задач. Благодаря высокому разрешению установленных на стабилизированной платформе летательного аппарата фото- и видеокамер качество вполне сравнимо с аэрофотосъемкой, которая производится специализированными воздушными судами, выполняющими авиационные работы. При этом технологичность БЛА постоянно повышается, а стоимость – снижается, что делает беспилотники доступными для многих категорий граждан.

Требуется ли каким-то образом упорядочить этот сегмент? В Департаменте по авиации уверены: БЛА должны подлежать контролю. Однако пока в Государственном реестре воздушных судов Республики Беларусь не зарегистрирован ни один беспилотник.

– Это административная процедура, осуществление которой требует представления эксплуатантом определенного пакета документов, в том числе сертификата типа воздушного судна. Поскольку китайские производители его не выдают, осуществить регистрацию беспилотников не представляется возможным, – уточняет Александр Ширшов.

Но учет все-таки ведется. Эту функцию взяло на себя общественное объединение «Белорусская федерация беспилотной авиации», которое появилось в нашей стране четыре года назад. Его главная цель – совершенствование национального законодательства по использованию БЛА, в том числе разработка правил их полетов. По подсчетам федерации, в гражданском секторе страны сейчас активно эксплуатируется около 3500 аппаратов. Департамент по авиации активно взаимодействует с БФБА по многим вопросам применения беспилотников.

Текущее положение дел с использованием БЛА Николай Ковалев характеризует так:

– Технологии ушли вперед, а нормативное правовое регулирование в этом плане пока отстает. Его необходимость обусловлена объективными угрозами для безопасности пилотируемой авиации.

Александр Ширшов дополняет:

– Командир самолета контролирует ситуацию с помощью специального оборудования, которое позволяет отследить сближение с землей или какими-то воздушными объектами. В случае БЛА внешний пилот находится на удалении. В этой связи возникает вопрос: сможет ли он дистанционно своевременно отреагировать на возникновение риска, например, на появление в небе другого летательного объекта или препятствия вблизи земли? А если будет потеряна линия связи между внешним пилотом и летательным аппаратом, то предсказать последствия вообще невозможно. Велика вероятность нанесения травм людям и повреждения имущества.

Первоначальный этап нормативного правового регулирования использования беспилотников уже преодолен. Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2016 № 81 в отдельный класс летательных аппаратов были выделены авиамодели, а также дано их определение. Постановлениями Совета Министров от 16.08.2016 № 636 и Министерства обороны от 22.08.2016 № 18 утверждены правила использования, обозначены запрещенные для полетов зоны. Специализированной государственной комиссией при Совете безопасности выделен радиочастотный спектр 2400–2483,5 МГц для авиамоделей с максимальной излучаемой мощностью 100 мВт, которым могут пользоваться члены общественного объединения «Белорусская федерация беспилотной авиации», поставившие свои аппараты на учет.

Согласно установленным правилам, авиамодели не подлежат государственной регистрации. Для обеспечения безопасности воздушных судов их использование должно осуществляться на высоте до 100 метров от уровня земной (водной) поверхности. Не разрешается их применение в пределах запрещенных зон без согласования с органами госуправления (организациями), в интересах которых они установлены. Аппараты массой более полукилограмма подлежат обязательной маркировке.

Принципиальная разница эксплуатации авиамоделей и беспилотников заключается в том, что при выполнении полетов первых связь с органом управления воздушным движением (УВД) не устанавливается, а в случае БЛА внешний пилот должен в обязательном порядке находиться на связи с УВД.

В 2018 году департаментом была разработана Концепция регулирования использования беспилотных летательных аппаратов в гражданской авиации. Отталкивались от мирового опыта и в первую очередь – подходов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Основная идея – создание простых и понятных правил эксплуатации.

Сегодня документ воплощается в жизнь, его положения претерпевают изменения и совершенствуются с учетом нового опыта и практики ИКАО. Для реализации требований концепции департаментом разработан проект авиационных правил «Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов и дистанционно пилотируемых воздушных судов в гражданской авиации Республики Беларусь», где регламентируются вопросы регистрации, учета, выполнения и обеспечения полетов, подготовки внешних пилотов.

Краеугольным камнем дальнейшего нормативного правового регулирования является классификация БЛА, основанная на рискоориентированном подходе. Это необходимо во избежание конфликта зачастую противоположных интересов: с одной стороны, обороны и экономики страны, с другой – пользователей беспилотников. Задача состоит в безопасной интеграции полетов БЛА в общее воздушное пространство, где эксплуатируются пилотируемые воздушные суда.

– Такие подходы уже разработаны в странах Евросоюза, в России, Казахстане. Задача – имплементировать их в национальное законодательство Беларуси. При этом принятие классификации БЛА должно быть тесно взаимоувязано с вопросами регистрации, сертификации, использования воздушного пространства, страхования, – пояснили в управлении безопасности полетов Департамента по авиации.

В европейских странах и Российской Федерации принят стандарт о разделении беспилотных летательных аппаратов на три категории – открытую, специальную и сертифицированную.

Открытая включает аппараты весом до 25 килограмм, обязательна соответствующая маркировка. Их эксплуатация не требует специальных разрешений и государственной регистрации. Необходима лишь постановка на учет, а полеты разрешены на высоте до 120 метров в стандартных условиях, то есть в светлое время суток и вдали от больших скоплений людей. Беспилотник при этом должен находиться под постоянным визуальным контролем. Данная категория содержит три субкатегории и четыре класса (в зависимости от опасности для людей).

Для специальной категории нужны соответствующие разрешения. Такие устройства, в частности, могут выполнять полеты ночью и на высоте более 120 метров.

Условия сертифицированной категории пока еще разрабатываются. Поскольку беспилотники этого уровня выполняют наиболее опасные операции, в частности, перевозят опасные грузы и людей, к ним предъявляются повышенные требования, сравнимые с правилами для пилотируемой авиации.

Разрабатывается также процедура учета, чтобы даже малые воздушные аппараты, в основном используемые физическими лицами, не оставались бесконтрольными.

– Беспилотникам, как и пилотируемым воздушным судам, надо присваивать регистрационный номер, который в обязательном порядке должен наноситься на корпус. Везде в мире принята такая система идентификации, – поясняет Александр Ширшов. – Но государственной регистрации подлежат только БЛА, имеющие сертификат типа. Что касается небольших дронов, то их следует ставить на учет. Такой опыт применяется в США и Европе.

Принятие касающихся беспилотников новаций, в том числе правил эксплуатации, станет возможным после внесения изменений в Воздушный кодекс Республики Беларусь и вступления их в силу. Стопроцентную гарантию безопасности они, конечно, дать не могут, но позволят минимизировать риски пользователей при полетах БЛА.

Следует назвать еще один комплексный документ – инструкцию по использованию воздушного пространства Минского района. Она гласит, что применение зарегистрированных в установленном порядке БЛА осуществляется в зонах полетов на основании планов или уведомлений об использовании воздушного пространства. Незарегистрированные беспилотники допускаются к выполнению полетов только в границах отдельно выделенного воздушного пространства.

Тема применения беспилотников обширна и имеет множество различных нюансов. Например, конфиденциальность. Проживающая в загородном доме приятельница пожаловалась, что сосед запускает дрон над ее участком, отчего все семейство испытывает дискомфорт. Оказывается, это считается вмешательством в частную жизнь, за что, в соответствии со статьей 18.35 КоАП Республики Беларусь, предусмотрена административная ответственность. Нарушение правил использования воздушного пространства либо применения авиамоделей влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – до 50. За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, физическое лицо заплатит от 10 до 50 базовых величин, юридическое – от 20 до 100.

Законодательством не допускается использование БЛА в запрещенных для полетов авиамоделей зонах. В нашей стране таковых более 300: над крупными промышленными объектами, воинскими частями, аэродромами гражданской авиации, Национальным аэропортом Минск, контролируемыми погранслужбой участками. Полный перечень приведен в упомянутом выше постановлении Минобороны. На сайте Национального кадастрового агентства можно ознакомиться и с картой, на которую нанесены все запрещенные для полетов БЛА локации. За нарушение – административная ответственность по статье 18.35.

Помимо этого, согласно принятому в 2019 году Указу № 215, силовые структуры наделены полномочиями пресекать полеты БЛА, совершаемые в нарушение установленного порядка, путем принуждения к посадке, повреждения или уничтожения.

Есть свои правила и для проведения с помощью беспилотников аэрофотосъемки. Она может осуществляться только при наличии разрешения Генерального штаба Вооруженных сил. Использование отснятого материала возможно лишь после получения соответствующего заключения на предмет отсутствия информации, распространение которой ограничено.

Сегодня беспилотники успешно применяются в различных сферах деятельности человека. Основные функции связаны с мониторингом. Органы МЧС отслеживают противопожарное состояние лесов, пограничники – государственную границу.

Большие перспективы открываются в сельском хозяйстве. За рубежом набирает обороты так называемое точное земледелие, когда с помощью спектральной камеры, установленной на маленьком аппарате, можно получить вегетационные индексы любого участка местности. Такая информация позволяет достаточно точно прогнозировать урожайность возделываемых культур и оценивать состояние растений на протяжении всего периода вегетации. С помощью БЛА можно проводить опыление, вносить гербициды и удобрения. Куда именно и в каком количестве – подскажут те же индексы, что в разы эффективнее использования самоходной техники.

Глобальное преимущество БЛА заключается в содействии решению широкого спектра задач в самых различных областях при относительно невысоких эксплуатационных издержках. Поэтому неудивительно, что сфера применения дронов расширяется буквально с каждым днем.

В этом году представители Департамента по авиации Минтранса Беларуси участвовали в международном вебинаре под эгидой ИКАО, где обсуждались в том числе перспективы развития беспилотной авиации.

– Нам показали, как в одной из европейских стран в опытном порядке на небольшом участке местности организовали применение дронов в качестве такси по перевозке пассажиров. Очень впечатляюще, – рассказывает Александр Ширшов. – Совершенно очевидно, что сфера применения беспилотников будет только расширяться. Но это не должно происходить хаотично. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность, чтобы БЛА не несли вред людям, имуществу, не использовались для несанкционированного доступа к закрытой информации и вмешательства в частную жизнь граждан.

В том, что с ростом технологических возможностей беспилотники станут решать все более сложные задачи, убежден и Николай Ковалев:

– Они будут осваивать городское воздушное пространство и выполнять полеты в интересах коммунальных, экологических, дорожных организаций, служб по чрезвычайным ситуациям и управления движением, правоохранительных органов. Использоваться для доставки товаров, почты и прочего. Разумеется, все эти работы должны быть сертифицированы и соответствовать требованиям, предъявляемым к эксплуатанту, внешнему пилоту, самому аппарату.

По мнению наших собеседников, применяемые в городском пространстве БЛА обязаны иметь многократную степень резервирования узлов и систем, строиться на самой современной элементной базе с привлечением наработок ведущих мировых производителей в области авиа- и приборостроения. Обязательным должно стать применение систем предотвращения столкновения с другими воздушными судами и аварийной сигнализации в случае вынужденной посадки.

…Придет время, когда беспилотные летательные аппараты станут равноправными участниками воздушного движения и будут выполнять даже самые сложные задачи из тех, что сегодня возложены на пилотируемую авиацию, в том числе коммерческие перевозки грузов и пассажиров между странами.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, журнал «Транспорт & Транзит»

А КАК У НИХ

Правительство РФ распоряжением от 05.10.2021 №2806-р утвердило Концепцию интеграции беспилотников в единое воздушное пространство России. Таким образом определено начало работы по развитию сегмента беспилотной авиации. В планах – усовершенствовать законодательство, а также разработать новые технологии управления полетами, чтобы сделать их максимально безопасными.

Концепция предусматривает поэтапную интеграцию беспилотников к 2030 году. В частности, до 2023 года продлится организационный период, во время которого будут разработаны меры по упрощению процедур и снятию ограничений для полетов беспилотных воздушных судов (БВС). Также на этом этапе будут внедрены специальные сервисы для электронной регистрации и учета БВС, установлены правила подготовки и выполнения таких полетов.

На втором этапе – до 2027 года – предусматривается разработка и внедрение новых технологий для обеспечения безопасности полетов БВС, создание необходимой инфраструктуры связи, систем навигации и наблюдения. Параллельно будет идти законодательная работа. Например, будут утверждены технические требования к новым системам и оборудованию, которые будут обеспечивать безопасность полетов, принят порядок использования воздушного пространства при совместных полетах беспилотных и пилотных судов. На этом же этапе начнутся их пробные полеты в едином воздушном пространстве.

Наконец, на третьем этапе – до 2030 года – планируется завершить создание технической инфраструктуры для обеспечения безопасности полетов БВС, внедрить цифровые технологии в части управления полетами беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве, принять нормативно-правовые акты, которые будут регулировать эту сферу.

Развитие сегмента беспилотной авиации откроет новые возможности для решения задач не только в сфере безопасности государства, но и в самых разных областях. Например, беспилотники могут применяться для экспресс-доставки, перевозки малых грузов и электронной коммерции, борьбы с вредителями в сельском хозяйстве, мониторинга риска возникновения лесных пожаров и других опасных ситуаций.

– Наша главная задача в рамках принятой концепции – обеспечить максимально высокий уровень безопасности. Причем добиться этого необходимо в течение ближайшего десятилетия, – подчеркнул председатель правительства России Михаил Мишустин.

« »

Читайте также