bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

COVID ударил по карману

02.10.2020

COVID ударил по карману

Беспрецедентные убытки, обусловленные ограничениями в сфере деятельности и общим экономическим спадом в связи с пандемией коронавируса, понесли более 3,5 млн операторов автомобильного транспорта. Потери грузового транспорта во всем мире по итогам текущего года составят 551 млрд евро при снижении доходов на 18%. Влияние кризиса на пассажирский сектор втрое серьезнее: только в Европе доходы снизятся на 57%, что эквивалентно 80 млрд евро. К таким выводам пришли эксперты IRU (Международный союз автомобильного транспорта) по итогам опроса, проведенного среди ассоциаций-членов, а также на основе имеющихся аналитических данных. В онлайн-исследовании приняли участие респонденты из 50 стран, две трети опрошенных представляли сектор грузовых перевозок.

Доходы в секторе грузоперевозок в Европе снизятся на 64 млрд евро – в пределах 17%. Потери на Ближнем Востоке и в Северной Африке прогнозируются на уровне 22%, в Азии – 21%.

Европейские предприятия пассажирского транспорта недосчитаются 81 млрд евро, или 57% годовой выручки. Наибольший урон – у автобусного туризма (минус 82%) и междугородних перевозок (минус 70%). Менее серьезные убытки понесут такси (минус 60%) и городские автобусные перевозки (минус 42%). Предприятия в Болгарии, Испании, Соединенном Королевстве и Швеции переживают более чем 70%-ный спад.

Операторы грузовых и пассажирских перевозок придерживаются мнения, что на усугублении кризиса в секторе сказалось отсутствие мер содействия в период наиболее строгих карантинных мер.

– Услуги автомобильного транспорта являются опорой экономики и жизни общества во всех странах мира. Многие правительства пересматривали существующие законодательные нормы и объявляли о реализации комплекса восстановительных мер, но, как правило, помощь операторам автомобильного транспорта не была конкретизирована, – уточнил генеральный секретарь IRU Умберто де Претто. – Отрасль грузовых и пассажирских перевозок ощутит банкротство каждого отдельно взятого оператора. Это вызывает огромное беспокойство. Проведенный нами опрос указывает на необходимость целевых мер, соответствующих масштабу сложившейся ситуации. Даже на пике кризиса автомобильный транспорт, приспосабливаясь к условиям, продолжал работу.

Исследование IRU, касающееся положения транспортных операторов Европы, Азии, Северной и Южной Америки, проливает свет на важные операционные препятствия. В сфере грузоперевозок таковыми стали юридические ограничения, в силу которых водители не могут продолжать трудовую деятельность, а также простои на государственных границах, задержки в пунктах погрузки и разгрузки.

– По всему миру операторы коммерческого транспорта, в том числе миллионы малых и средних предприятий, борются за выживание, – подчеркивает Умберто де Претто. – Самая насущная для них проблема – отсутствие ликвидности. Многие находятся на грани банкротства, а финансовые трудности, по прогнозам, удастся преодолеть не ранее 2022 года. Транспортные компании невозможно одномоментно «включить», поскольку для их функционирования требуется ряд факторов. Банкротство же ставит под угрозу как всю экономику, так и восстановление социальных связей.

Ввиду неутешительных глобальных экономических перспектив IRU призвал усилить меры поддержки операторов автомобильного транспорта. Правительствам, международным организациям и банкам предложен перечень ключевых мер, которые позволят сохранить деятельность сектора, обеспечить эффективную работу цепочек поставок и мобильности.

Финансовые меры:

  • выделить операторам автомобильного транспорта прямые денежные гранты в виде временной помощи, предоставление которых может быть прекращено после улучшения ситуации;
  • упростить условия получения займов на покрытие переменных издержек (например, текущих операционных расходов), обеспечить рефинансирование ранее полученных кредитов на приобретение активов (в частности, финансовую аренду транспортных средств), содействовать предоставлению кредитов на модернизацию транспортного парка под невысокую или нулевую процентную ставку;
  • предоставить отсрочки погашения займов и выплаты очередных взносов по финансовой аренде;
  • продлить сроки оплаты и/или временно снизить или отменить налоги и сборы, включая корпоративные и топливные налоги, отчисления в фонды социального страхования;
  • способствовать снижению страховых взносов и отменить взносы на транспортные средства, которые не эксплуатируются в связи с сокращением грузовых и пассажирских перевозок.

Нефинансовые меры:

  • формирование зеленых коридоров на пограничных переходах, принятие стратегии и процедур, предотвращающих дополнительные остановки грузового транспорта на границах;
  • упрощение возврата к трудовой деятельности квалифицированного персонала, потерявшего работу в результате кризиса, максимальное расширение толкования правил труда и отдыха, ограничительных мер и допусков в целях продления сроков действия контрольной документации, включая визы, сертификаты и водительские права.

Реализация этих мер должна быть согласована между странами и торговыми блоками во избежание расхождений в требованиях к операторам и в целях поддержания конкурентоспособности и эффективности перевозок, считают эксперты IRU.

– Водители рисковали собственным здоровьем, чтобы доставлять продукты питания и лекарства в магазины и больницы, а также обеспечивали перевозку работников важнейших специальностей, – отмечает Умберто де Претто. – Сегодня отрасль сама нуждается в помощи, получение которой позволит ей содействовать восстановлению мировой экономики в период после пандемии коронавируса.

На заседаниях Многодисциплинарной консультативной группы по транспортной политике в области реагирования на кризис, вызванный пандемией COVID-19, и Руководящего комитета по упрощению автомобильных перевозок грузов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) обращалось внимание на изучение полученного в ходе кризиса опыта, обсуждались способы повышения жизнестойкости автотранспорта, которые позволят ему противостоять пандемиям в будущем.

Директор департамента IRU по продвижению интересов отрасли Маттиас Медге представил информацию о влиянии COVID-19 на цепочки поставок и транспортные сети и изложил обеим группам предлагаемый IRU план восстановления отрасли. Международный союз автомобильного транспорта рекомендует сосредоточиться на трех общих задачах: обеспечении безопасности водителей, транспортников и населения; поддержании бесперебойной работы цепочек поставок и транспортных сетей; недопущении банкротства операторов автоперевозок.

Присутствовавшие на заседаниях представители правительственных и других государственных органов положительно отреагировали на предложение IRU о координации глобальных усилий и согласились с необходимостью принятия мер по построению более надежных транспортных систем.

В совместном заявлении шесть учреждений ООН призвали правительства обеспечить бесперебойность транзита и перевозок в интересах развивающихся стран, не имеющих выхода к морю (РСНВМ). Отмечено, что эти государства полностью зависят от сопредельных стран, через которые пролегают пути к международным морским портам, а закрытые границы, ограничения на поездки и ужесточение контроля ввиду карантинных мер привели к длинным очередям в наземных пунктах пропуска и скоплению транспорта в морских портах и аэропортах по всему миру.

Учреждения ООН обратились к РСНВМ и их соседям с предложением пользоваться цифровыми инструментами, таким как eTIR, чтобы не допустить социально-экономического упадка и снизить число физических проверок в ходе транзита и прямых контактов в пограничных пунктах пропуска. Это позволит защитить здоровье работников и в то же упростит торговлю.

– Лишь 11 из 32 стран, не имеющих выхода к морю, приняли обязательные меры по внедрению системы МДП в целях гармонизации, упрощения и обеспечения безопасности торговли и транзита, – конкретизировал генеральный секретарь IRU Умберто де Претто. – В других же государствах грузовой транспорт часами, днями и даже неделями простаивает на границах.

Журнал «Транспорт & Транзит»

  • По прогнозам Всемирной торговой организации, спад мировой экономики в 2020 году составит до 8%, объемы мирового товарооборота сократятся на треть.
  • Услуги автомобильного транспорта лежат в основе любой хозяйственной деятельности и всех интермодальных цепочек поставок. Снижение выручки грузоперевозчиков в карантинный период составляло до 40%. В сегментах доставки одежды, цветов, автозапчастей и строительных материалов наблюдалась еще более худшая ситуация.
  • Падение выручки операторов туристических и международных автобусных перевозок в период карантина достигало 100%, доходов от регулярных междугородних автобусных рейсов – 80%.
« »

Читайте также