bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

eTIR в электронном формате

19.04.2021

eTIR в электронном формате

С 25 мая вступает в силу Приложение 11 к Конвенции МДП, которое является правовой основой для глобального применения цифрового формата процедуры таможенного транзита – eTIR.

  • Доставка грузов автотранспортом с применением книжек МДП (Carnet TIR) – это международная гармонизированная универсальная система таможенного транзита, упрощающая пересечение границ и предоставляющая гарантию уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перевозимых товаров. Функционирование гарантийной цепи находится в ведении Международного союза автомобильного транспорта в рамках соответствующего мандата Организации Объединенных Наций, обеспечивается крупными международными страховыми компаниями и контролируется исполнительным советом TIRExB.

Автотранспортный сектор, как и вся транспортная отрасль, проводит активный курс на цифровизацию, внедряя безбумажные технологии, электронный обмен документами между участниками перевозки и компетентными органами.

IRU четко улавливает тренды развития и на протяжении нескольких лет последовательно разрабатывал и внедрял информационно-технические инструменты для упрощения и совершенствования функционирования отдельных элементов системы МДП. Это был ответ на запросы бизнеса и компетентных органов о повышении эффективности и удобства работы по процедуре таможенного транзита.

Результатом стало практически повсеместное внедрение таких продуктов, как TIR-EPD, RealTime SafeTIR, AskTIRWeb. Благодаря этому система МДП на всем жизненном цикле гарантии сопровождалась параллельным обменом электронными сообщениями между участниками и фактически обрела цифровой формат, с одной стороны, дублируя традиционную процедуру в электронном виде, а с другой – в ряде случаев превосходя ее по функциональности.

Таким образом, технически система МДП была оцифрована несколько лет назад и в этом формате опробована на практике. Еще в 2015 году стартовал пилотный проект по применению цифровой процедуры МДП – eTIR между Ираном и Турцией. Он реализовывался совместно IRU и Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), официально длился около двух лет и продолжается до сих пор. По результатам признано, что eTIR технически реализуема и данный подход может быть распространен на другие страны. К настоящему времени аналогичные проекты запущены между Ираном и Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном.

Помимо технической составляющей, важное значение имеет правовая основа реализации eTIR на практике. Для пилотных проектов таковой послужили положения статей 48 и 49 Конвенции МДП, которыми определяется возможность применяющих процедуру таможенного транзита государств предоставлять друг другу взаимные упрощения.

Тем не менее по сути это все же установление правоотношений двух или группы стран. Для перехода на цифровой формат глобально необходимо было внесение определяющих поправок в принятое в 1975 году международное соглашение.

Данный вопрос на протяжении последних лет являлся одним из основных в повестке дня официальных органов Конвенции МДП: Рабочей группы ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, и Административного комитета. В итоге разработано Приложение 11 – правовая база eTIR. Со вступлением документа в силу с 25 мая 2021 года все договаривающиеся стороны обретут одинаковые основания для применения цифрового формата процедуры таможенного транзита.

Важно отметить, что Приложение 11 к Конвенции МДП сопровождается концептуальными, функциональными и техническими спецификациями, реализация которых позволяет внедрить eTIR на практике. Они представляют собой объемные и узкоспециализированные документы.

Ключевым аспектом и центральным элементом является организация прямого подключения таможен договаривающихся сторон к международной системе eTIR, хостинг которой и ее административное управление обеспечиваются под эгидой ЕЭК ООН. Европейская экономическая комиссия в том числе принимает надлежащие меры для хранения и архивирования данных в течение как минимум 10 лет.

Еще до начала перевозки транспортный оператор получает электронную гарантию eTIR от национальной ассоциации с использованием разработанного IRU IT-приложения AskTIRWeb. Держатель гарантии (он же транспортный оператор), являясь декларантом процедуры таможенного транзита, направляет в таможенный орган страны отправления соответствующую декларацию. Она регистрируется в международной системе eTIR, откуда поступает в таможни всех стран пути следования. Таким образом, обмен данными осуществляется напрямую между таможенными органами через международную систему eTIR посредством передачи необходимых сообщений, предусмотренных спецификациями (соединение customs-to-customs, или C2C).

В то же самое время IT-инструменты IRU регистрируют выданную гарантию eTIR в международной системе, обеспечивают обмен данными между держателем гарантии и таможенным органом, а также между национальной ассоциацией, IRU и международной системой eTIR.

С прошлого года IRU и ЕЭК ООН активно занимались поиском решений упрощения и минимизации периода практического внедрения цифрового формата процедуры МДП. Предложен подход, когда из спецификаций выделяются ключевые сообщения, которые таможенный орган отправляет в международную систему eTIR, подтверждая начало операции таможенного транзита на своей территории. По сути можно говорить об установлении прямого подключения между ЕЭК ООН и таможенными органами, что является одним из основных аспектов Приложения 11.

Внедрение на первом этапе приоритетных сообщений совместно с существующими IT-инструментами МДП позволит начать перевозки по процедуре eTIR в максимальном числе стран в минимальные сроки. В последующем параллельно можно осуществлять поэтапное внедрение других сообщений, предусмотренных техническими спецификациями.

Вячеслав ВИКЕНТЬЕВ,

заместитель главы Постоянного представительства IRU в Евразии

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также